Техника - молодёжи 2003-12, страница 32

Техника - молодёжи 2003-12, страница 32

ВОЕННОЕ ЗНАНИЯ

ЧТОБЫ ВОИНА ОСТАЛАСЬ

...Мы называем эту войну «холодной», хотя это, наверное, неправильно: ведь оружие основных противников все эти десятилетия воевало на полях далеких стран, в нейтральных водах, чужих (да и наших) небесах. По НАШИМ улицам не грохотали танки врага, НАШИ города не бомбили чужие самолеты — что ж, главное оружие в этой войне оказалось совсем другим. Но... вовсе не оттого, что «горячие» виды оружия исключались!

И потому, несмотря на разговоры об «окончании «холодной» войны», чтобы над НАШИМИ городами не встали ядерные «грибы», на позиции в Мировом океане выходят атомные подводные лодки с «Вьюгами» и «Гранатами», чутко затаились в подмосковных лесах молниеносные «Gazelle», грозно смотрят в небо полигонов «Круги» и «Буки»... Какие-то из них многие годы были «звездами» парадов, другие и поныне остаются секретными но все они (и многие другие) родились в одной, малоизвестной в стране и мире организации, работающей в Свердловске (черт, Екатеринбуге Свердловской обл.) — ОКБ «Новатор» им Л В Люльева.

ПРЕДЫСТОРИЯ. Лев Вениаминович Люльев родился в Екатеринбурге, в 1907 (по новому стилю — в 1908) г. С 1933-го, окончив механический факультет Киевского политехнического института, работал на инженерных должностях сначала в Уральском НИИ сельхозмашиностроения, затем — на Мотовилихинском заводе (основная продукция — пушки) Незадолго до начала Великой Отечественной войны инженера-конструктора Люльева перевели в подмосковные Подлипки (теперь — город Королев), в опытный отдел артиллерийского завода №8, где он участвовал в освоении производства автоматических зенитных орудий.

В эвакуацию завод перевезли в Свердловск, где разместили на площадях Завода им Калинина. В 1945-м Л.В.Люльева назначили главным конструктором завода, а два года спустя предприятие было реорганизовано в ОКБ по разработке крупнокалиберной артиллерии. За следующее десятилетие ОКБ-8 выпустило шесть образцов зенитных орудий и буксируемых арт-установок береговой обороны. Однако во второй половине 1950-х гг. для отечественной артиллерии настали не лучшие времена...

ЩИТ. Созданные в середине 1950-х гг. зенитные ракетные комплексы первого поколения обеспечили противовоздушную оборону важных народно-хо-зяйственных и военных объектов. Однако прикрывать от воздушного нападения требовалось и войска на марше. Да и при защите городов и заводов гро

«

холодной»

оздкость и сложность эксплуатац™ iMoro позднее соратники Люльева

моздкость и сложность эксплуатац первых ЗРК не способствовали их высокой эффективности.

Главной проблемой первых зенитных управляемых ракет (ЗУР) было их жидкое топливо, особенно окислитель — азотная кислота. Но, с другой стороны, как еще можно достичь требуемой дальности? Твердое топливо? Балли-ститные пороха требовали толстостенных (а значит, — тяжелых) корпусов, а разработка смесевых топлив и двигателей на них еще только начиналась.

Значит, оставался один вариант — воздушно-реактивный двигатель. Окислителем в нем служит кислород воздуха, а горючим мог быть, например, керосин.

Далее, первые ЗУР имели радиокомандное наведение по данным наземных радиолокационных станций. Это позволяло отказаться от разработки малогабаритной радиоаппаратуры для размещения на самих ракетах, но, с другой стороны, требовало мощных и точных, а значит, — громоздких наземных локаторов. Сокращение их габаритов и массы для обеспечения мобильности требовало применения головок самонаведения (ГСН), активных (радиолокатор на ракете) или полуактивных (локатор «разнесен», излучатель на земле, приемник на ракете).

Итак, к концу 1950-х гг. были сформулированы требования к комплексам войсковой ПВО большой и средней дальности «Круг» и «Куб». Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №188-88 от 13 февраля 1958 г. ракету ЗМ8 (заводское обозначение — КС-40) для первого из них поручили Льву Вениаминовичу Люльеву и возглавляемому им ОКБ-8.

Строго говоря, Люльев вызвался сам. Время для производителей артиллерии было тяжелое, заводы перепрофилировались на производство ракет, КБ при этом, зачастую, поглощались ракетными фирмами. Свердловчане перешли на новую тематику, сохранив самостоятельность.

Большую часть новой ракеты занял сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель К этому времени в принципе, были уже очень хорошо известны не только его достоинства, но и недостатки, в частности — предельная сложность обеспечения устойчивой работы при неравномерном обтекании воздухозаборника (а оно и не могло быть другим у интенсивно маневрирующей ЗУР). Но уральцы и представить не могли, НАСКОЛЬКО это сложно.

позднее соратники говорили, что сейчас, опираясь на собственный тяжелый опыт, добровольно не взялись бы за такую работу. Главная беда оказалась в том, что тесной взаимоувязки требовали буквально все части, находящиеся в воздушном потоке, а также характеристики органов управления. И малейшие изменения одной из этих частей требовали новой отработки всей машины

Вокруг канала двигателя разместились кольцевые баки с керосином и изопропилнитратом — последний использовался для привода турбонасос-ного агрегата, и в этом качестве заменил ранее применявшуюся перекись водорода. Центральное тело воздухозаборника занимала 150-кг боевая часть, радиовзрыватель и баллоны со сжатым воздухом Здесь же предполагалось установить и головку самонаведения, но в ходе испытаний выяснилось, что параметры ракеты и новой радиолокационной станции наведения позволяли обойтись без ГСН.

Аэродинамически новая ракета впервые в СССР имела схему «с поворотным крылом», что повышало маневренность. Крылья были установлены по схеме «X», хвостовые стаби-

9

лизаторы, размах которых был больше — по схеме «+». Поскольку прямоточный двигатель может работать только при достаточно высоких скоростях полета, стартовала ракета с помощью четырех пороховых ускорителей, размещенных снаружи, вокруг корпуса, между плоскостями стабилизаторов.

26 октября 1964 г. зенитный ракетный комплекс «Круг» с ракетами ЗМ8 был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск. Он мог поражать цели на дальности от 11 до 45 км, на высоте от 3 до 23,5 км. При позднейших модернизациях минимальная дальность сократилась до 6 км максимальная увеличилась до 50, минимальная высота поражения цели была сокращена до 150 м Только в конце 1980-х его стали заменять новым комплексом (о котором чуть дальше), а в качестве мишеней для тренировок зенитчиков ракеты ЗМ8 используются и сейчас.

С 1967 г. ОКБ-8 приступило к разра

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 1 2 2 0 0 3

30