Техника - молодёжи 2004-01, страница 38Они были археологами, археографами, филологами, этнографами, путешественниками, собирателями фольклора... Русские ученые, исследователи и писатели, объединенные общим интересом: это наша самобытная народная культура, относительно недавно осознанная как предмет науки; это древняя история народа, которая открывалась поздно, трудно и неспешно, и которая до сих пор не написана и не осмыслена до конца. Слаб тот ученый, который не видит свое занятие частью всеобщего знания. История в широком смысле связует все сферы человеческой жизни. Отчасти она сама творится наукой, с другой стороны — без науки она уже не будет нам ясна до конца. Мы начинаем новую рубрику с материала об Измаиле Срезневском. Известный археолог, палеограф, путешественник, он основал также нашу историческую лексикографию. Ему принадлежит следующее высказывание: «Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых книг для всякого образованного человека...», которое косвенно и объясняет этот выбор. Не так давно отмечалось 190-летие со дня рождения выдающегося уче-ного-филолога, этнографа, палеографа Измаила Ивановича Срезневского (1812— 1880). Охват его профессиональных интересов, глубина познаний в различных областях, смелость научной и гражданской мысли, а кроме того, поразительная работоспособность довольно скоро снискали ему славу незаурядного ученого. С того момента, как он впервые в 1842 г. прочитал в Харьковском университете свои лекции по славяноведению, его авторитет среди мыслящих современников сомнению не подлежал... В Харьковский университет Срезневского приняли в возрасте 14 лет. Он получил там юридическое образование и защитил магистерскую диссертацию по вопросам юриспруденции, после чего в качестве адъюнкта занял кафедру политической экономии и статистики. Почти одновременно с этим он всерьез увлекся историей, этнографией, украинской народной словесностью, славянским фольклором и языкознанием. Увлечения молодого ученого вполне соответствовали духу времени и, в целом, были характерны для интеллигенции первой трети XIX-го столетия. Интерес к истории в русском обществе и за рубежом усилили наполеоновские войны, судьбоносный 1812-й год, борьба народов за свое национальное освобождение. В "ачале 19-го века возникает славяноведение: это время жизни и деятельности таких ярких личностей, как чех Иосиф Добровски и серб Вук Караджич, просветитель, прославленный преобразователь сербского литературного языка... Каждая новая героическая эпоха в истории народа поднимает всю глубину его памяти в поисках связующих нитей со славными деяниями прошлого. Потому и в устном народном творчестве внимание тогдашних исследователей привлекали к себе, прежде всего, былины и исторические песни. Н.В. Гоголь и Т.Г. Шевченко высоко оценили составленный Срезневским сборник «Запорожская старина», который начал издаваться в 1933 г. и явился третьим по счету сборником украинского фольклора, выпущенным в России. В период с 1839-го по 1842-й г. Измаил Иванович Срезневский пешком обходит земли западных и южных славян, без особого труда общается с хорватами, словенцами, черногорцами, жителями польских и галицких земель; простые люди принимают его радушно, с готовностью знакомят русского ученого- путешественника с укладом своей жизни и местным фольклором... Возвратившись из длительного путешествия, Срезневский приступает к чтению упомянутых выше лекций по славяноведению. Лекции имеют ■ II невиданный успех. Несмотря на то, что многие мысли и положения, высказанные их автором, в то время разделяли далеко не все, они сдвигали с мертвой точки ту ситуацию в нашей исторической науке, что сложилась под влиянием ряда умозрительных построений некоторых тогдашних ученых. В первую очередь, это были мысли 0 древности культуры славян, которые, как считал Срезневский, нисколько не отставали в своем развитии от соседних племен. Мысли, опровергавшие легенды о диких славянах, всею культурой своей якобы обязанных другим народам. С кафедры Харьковского университета уверенно разносились слова: «Славяне — племя, по крайней мере столько же древнее в Европе, как и романское и германское. Не без их влияния развивалась жизнь европейского мира, что видно из самого пространства, ими занимаемого... Кто был первым земледельческим народом в Европе, по крайней мере, между народами, известными у греков и римлян под именем варваров? Кто прежде других показал отважность и ловкость в торговом мореплавании по морям Адриатическому и Балтийскому?»1 Напоминал ученый и о роли славян, ставших для Запад- 1 Цит. по: Г.А. Еюгатова «И.И. Срезневский»// М. 1985 г С. 35. ИСТОРИЯ Рубрику ведет аспирантка кафедры теории литературы и литературной критики Литературного института им. А. М. Горького Татьяна БУРДАКОВА. ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 ' 2 0 0 4 36 |