Техника - молодёжи 2004-06, страница 47

Техника - молодёжи 2004-06, страница 47

— Но и точная копия — уже большая ценность, — пожал плечами Жорик, — тем более, изготовленная Кемпеленом или Мельцелем.

— Нет, копия — это не то, — заявило создание в лохмотьях. Я ожидал продолжения типа: «Вот у моего папеньки во дворце — одни подлинники, и все заверено документами с печатями великих мастеров», но такового не последовало.

— Это подлинник. Лично я в этом уверен, и еще многие здесь работающие, — заметил «Де Витто».

— Потому что стоит в вашем музее?

— Видите ли, тут следует коснуться вопроса деликатного...

— Какого?

— Ответим модным словом: криптоистория...

— Ого! — Я чуть не подпрыгнул. Услышать здесь, на европейском курорте от служителя музея... Неужели мы на Ев-роконе так громко орём на банкетах?

— Еще придворные Марии-Терезии шептались, что здесь не обошлось без потусторонних сил. Одни утверждали, что Кемпелен продал душу Дьяволу. Но таковые составляли меньшинство. Зато другие, основываясь на рассказах очевидцев, обсуждали свечение вокруг «Турка» по ночам, а также странные звуки, исходившие из недр механизма время от времени. Может, полтергейст, может — просто некое привидение, дух сильного шахматиста, умершего насильственной смертью? Откуда-то выплыло имя Малыша Леонардо, героя итальянских и испанских новелл шестнадцатого—семнадцатого веков...

— И? — не выдержал я. Хотя — нетрудно догадаться, о чем нам поведает экскурсовод, может, даже шепотом!

— Многие видели это свечение здесь. И стуки, и то, как вдруг вздрагивала механическая рука, — «Де Витто» голоса не понизил, речь — как ни в чем не бывало.

— А вы, вы видели?

— Я собственными глазами видел свечение вокруг головы «Турка».

— Хм... — Ванин тоже хотел, видимо, что-то сказать, но не придумал — чего.

— Ну, а я не вижу логической связи между свечением экспоната и его подлинностью, — мне захотелось поспорить.

— Как не видите? — поразился служитель.

— Даже если это дух умершего шахматиста средневековья, пусть Леонардо ди Бона из Кутри, — я не выдержал искуса: дать понять, что и мы сами с усами, — то кто мешал данному привидению переселиться в новое обиталище?

— Как так, запросто? — не понял экскурсовод.

— А какие проблемы? У нас, в России, в старину, переезжая в новую избу, забирали с собой домового. Клали лапоть — в качестве транспортного средства, приглашали: «Садись, Дедушка, в сани, поезжай с нами»...

— Да? — «Де Витто» слегка растерялся.

— Смотрите, смотрите, здесь ключ!

Увлеченные «криптоисторией», мы как-то «пропустили мимо глаз», что мальчишки уже вовсю копаются во внутренностях «Турка». Открывают дверцы, что-то там двигают, дергают. А теперь еще и ключ отыскали!

— Неужели это и есть тот самый ключ, которым заводили?.. — засуетились живописные лохмотья.

— Какой же еще? — Пожал плечами Жорик-Чемпион.

— А как он вставляется? — вопрос задал мальчишка, с силой пытавшийся запихать огромный ключ в художественно оформленную «дырку».

— Ребята, ребята, прекратите сейчас же! — в унисон воскликнули экскурсовод с «классной дамой».

— А почему бы и в самом деле его не завести? — спросил Ванин лукаво.

Бедняга, похожий на Де Витто, так и обалдел. Откуда ему знать, что без доли авантюризма в характере чемпионом не стать даже в шахматах?!

— Думаю, что присутствие действующего чемпиона мира дает нам право на маленький эксперимент?

Это я подал голос. Ведь писателем-фантастом тоже не стать... без толики авантюризма!

— Но... но... — Экскурсовод продолжал пребывать в растерянности, переводя взгляд с мальчишек на нас с Жориком — и обратно. Что до «классной дамы», то она впала в некое оцепенение, и больше я не услышал от нее ни единого слова!

Раздался страшный скрип. Это мальчикам, при непосредственной помощи «принца в лохмотьях», удалось-таки провернуть ключ в заводном механизме «Турка». Да, теперь пол наследной особы определился: для поворота понадобилась мужская сила! Еще несколько оборотов, звуки, прямо сказать, как железом по стеклу. Бедняга «Де Витто» бледнел с каждым оборотом ключа. Небось, в голове стучало: «Уволен! Уволен, да еще придется заплатить за поврежденный раритет!».

Что-то хрустнуло внутри автомата. Ребятишки аж отскочили. Вот это да! В движение пришла рука «Турка», она потянулась к фигуркам. Вот так механика! Белая пешка от короля передвинута на два поля вперед. Е2-Е4.

— Нам бросили вызов, вельтмейстер! — чуть ли не заорал я Жорику. — Принимаешь вызов глубины веков?

— А как же! — Ванин, не спеша, двинулся к шахматной доске. Я-то знаю Жорика — он тянул удовольствие. Ага! Вот он, ответ истинного рыцаря: Е7-Е5.

— И что теперь? — спросил один из мальчишек.

— Видимо, ничего, — улыбнулся чемпион, — даже компьютер должен каким-то образом получить информацию о ходе, сделанном противником. Нужны какие-то сенсоры. А их в восемнадцатом веке еще не изобрели!

— А по-моему, надо просто повернуть ключ! — заметил я.

— Это мы запросто! — обрадовались мальчики.

Скрип на этот раз показался мне чуть тише. И вновь в движение пришла рука «Турка». Вперед двинулась пешка от королевского слона. Королевский гамбит, однако! 2) F2-F4.

— Ну, только трус не принимает королевский гамбит! — Ванин явно наслаждался ситуацией, забирая пешку. 2)...E5:F4.

— Интересно, как он ответит? — прошептал носитель разноцветных лохмотьев, поворачивая огромный ключ.

— Известно как, Конь эф три, — пожал плечами Жора.

— А может, все-таки гамбит слона?

— Не-а... — мотнул головой чемпион, — вот, видишь.

«Турок», как будто услышав сказанное гроссмейстером,

выдвинул вперед коня. 3) Kg1 -f3.

— А как теперь? — спросил один из мальчишек.

— В те времена защищали пешку, — ответил Ванин, собираясь продолжить мысль: а сейчас, мол, играют по-дру-гому. Но мальчик, не раздумывая, последовал совету, двинув на защиту пешку: 3)...g7-g5.

— Скорее всего, начальные ходы записаны на каком-ни-будь цилиндре, — объяснил чемпион, — так были сконструированы музыкальные автоматы, шкатулки разные, шарманки. Конечно, записать цепь движений такой руки очень сложно, но возможно. Прокручивается диск, дергаются те или иные рычаги... Вот, пожалуйста, ожидаемое...

Механическая рука выдвинула королевского слона на боевую позицию. 4) Cf 1 -с4. Принц в лохмотьях, спеша присоединиться к игре, быстро двинул пешку дальше: ...g5-g4.

— Э... Э... — Мы с Жориком хотели среагировать, но не успели.

— Сейчас посмотрим, видит он что-то или не видит, — заявило лохматое.

Последовал ход пешки от ферзя. 5) d2-d4.

— Вот видите, это просто по записи, он даже не понимает, что на его коня напали, — обрадовался разноцветные лохмотья.

— Бери скорей! — воскликнул мальчик.

— Вообще-то типичная жертва фигуры ради развития, вполне корректная... — Но Жорика не слушали. Что там слова чемпиона мира по сравнению с перспективой отъесть целого коня!

5) ...g4:f3.

«Турок», казалось, еле дождался очередной «заводки», сбив ферзем «обожравшуюся» пешку: 6) Фс11 :f3.

Голова манекена пришла в движение, чуть повернувшись туда-сюда. Дернулась трубка во рту. Как настоящий, живой!

— И что, это тоже записано на цилиндре? — спросил я.

— Цепь ходов вполне логична. И часто повторялась в старое время. Но Кемпелен был гением. Точно! Ведь он же гений! Как ты, как я... — Засмеялся гроссмейстер, видать — за Моцарта себя посчитав. Меня — за Сальери, что ли?

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 2 0 0 4

45