Техника - молодёжи 2004-07, страница 53

Техника - молодёжи 2004-07, страница 53

уводя читателя в глубины языка, открывающие, в свою очередь, глубины народной истории.

«Нечистая, неведомая и крестная сила» — последний, неоконченный труд Максимова, выполненный им по заданию тенишевского «Этнографического бюро». Со страниц его встает поэтический мир народных верований и легенд, годовой круг крестьянских праздников — то единое духовно-материальное пространство, в котором жила современная ему крестьянская Россия. Его всегда интересовало сочетание языческих и христианских начал в народной религиозности, потому что сложно было добросовестному исследователю не замечать, что почитание той же матери — сырой земли — не являлось лишенным какого-либо смысла пережитком

монахов настолько были маловлиятельны, что случаи искреннего раскаяния в заблуждениях насчитываются единицами, и притом многие следует считать притворными, с расчетом на улучшение участи»7...

Книгу «Тюрьма и ссыльные» цензура, разумеется, сочла опасной. Ее издало Морское министерство тиражом в 500 экз. под грифом «секретно», для раздачи высокопоставленным лицам. Капитальный труд под названием «Сибирь и каторга» вышел отдельным изданием в трех томах в 1871 г.

Работа Максимова о ссылке и жизни декабристов в Сибири была первой в русской литературе. Много внимания автор уделил укладу жизни декабристов — в форме общины с артельным началом, которое сам писатель считал характерной особенностью уклада русской жизни в целом.

Он не мог не обратить внимания на то, что всех осужденных простые русские люди называли не иначе, как «несчастные», видел в этом одну из особенностей народного мирочувствования (в Сибири долгое время существовал обычай оставлять на ночь еду на подоконнике — для беглых каторжан...). Анализировал собранные на местах тюремные песни: фольклор его всегда интересовал не как отдельно взятые тексты, а естественное бытование их в повседневной жизни. «Для писателя не существовал обряд сам по себе, оборот речи или костюм. Даже говоря о фасоне шляпы, он говорил прежде всего о человеке...»8

Едва ли не сразу за этим многотрудным странствием последовало путешествие к побережьям Каспийского моря, на Урал и Кавказ. Максимов пишет очерки о жизни местного населения, о сектантах и раскольниках, о мусульманах-шиитах. В работах этого периода все отчетливей проговаривается его озабоченность по поводу неграмотности русского народа, в котором, он был уверен, издавна существовало стремление к образованию. Он рассуждает о необходимости школ и подготовленных учителей. Узнав о наме-

7 С. В. Максимов. Избранные произведения. М., 1987 г., Т. 1, с. 147—148.

вСм. 1, с.270.

9 См. 4, с. 75.

Переправа беглых каторжников через Байкал. Из журнала «Живописная Россия», 1895 г.

Книжная лавочка. В.Васнецов, 1876 г.

рении Министерства просвещения передать преподавание российской словесности духовенству, писал о неспособности священников быть учителями и наставниками народа не только потому, что те не обладали достаточной культурой, но и потому, что не все из них знали и уважали интересы народа.

Сам Максимов всю жизнь был просветителем. С тех пор, как в 1865 г. товарищество «Общественная польза» пригласило его редактировать издания для народа, он создал ряд уникальных книг для народного чтения. Среди них — «Край крещеного света» о жизни и культуре народов России, где автор особое внимание уделяет неповторимой талантливости каждого из них; «Троицко-Сергиевская Лавра», «Голодовка и зимовка на Новой Земле», «Рассказы из русской истории и кто человек, тому сродно все человеческое» и другие.

Последнее путешествие Максимова состоялось в 1867—1868 гг. по заданию Русского географического общества в составе этнографической экспедиции по изучению Северо-Западного края. Впечатления от посещения Смоленской, Могилевской, Витебской, Виленской, Гродненской и Минской губерний вошли в книгу очерков «Бродячая Русь Христа-ради» — своеобразную энциклопедию нищенства. Нищелюбие русского человека писатель связывает с православной традицией благотворительности как главного условия личного нравственного здоровья, а само странничество — с извечным правдоискательством, лежащем в основе характера русского крестьянина. Он красочно воссоздает образы как «настоящих» нищих, так и тех, кто превратил нищенство в профессию...

Окончив странничать сам, Максимов продолжает исследовать и просвещать. При этом его отличает свобода от идеологических схем, обычно мешающих полноте отображения явлений жизни. В 1890 г. выходит в свет его книга «Крылатые слова», труд всей жизни, в котором исследователь дает разъяснение многим русским идиоматическим выражениям,

_:_

давних «поганых» времен. «Горсточку родной земли брали с собой на чужбину русские люди, завещая перед смертью высыпать ее на могилу. И не было у матери большего горя, чем известие, что их сыновья похоронены без родной земли. И не было клятвы страшнее: «не видеть мне сырой земли» и вернее лечебного средства, чем «прощание» при заболевании: на десяти вечерних зорях произнести заклятье: «Прости, мать — сыра земля, в чем я тебя досадил!»»9. Все это надо было как-то объяснять...

На последнем году жизни Максимов получил известие об избрании его почетным академиком по разряду изящной словесности. Кандидатуру его предложил А.П. Чехов.

Умер Сергей Васильевич Максимов в Петербурге 16 июня 1901 г. Некрологи о его смерти поместили все крупные журналы страны. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища...

Полное собрание сочинений С.В. Максимова в 20 томах было издано в Санкт-Петербурге в период с 1908 по 1912 г. и с тех пор ни разу не переиздавалось. Сегодня книги Максимова — библиографическая редкость. п

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 2 0 0 4

51