Техника - молодёжи 2004-08, страница 38

Техника - молодёжи 2004-08, страница 38

торых следовало сокращение длины движущихся объектов. Никто, конечно, всерьез это не принял, но появился Эйнштейн и объявил это истиной, правда, ценой многочисленных парадоксов.

Теперь зададим вопрос: «А был ли мальчик?», т.е. «А отличались ли лучи по длине, а может, вообще, не было никакой разницы, и она существовала лишь в головах теоретиков?» Ведь одно дело — предполагать, другое — обеспечить это технически: это совершенно разные вещи. Попытаемся с этим разобраться.

Прежде всего, во всей этой истории в глаза бросается отсутствие расчетных схем. По инженерным понятиям, такое положение вообще недопустимо. Но теоретики с легкостью женщины оперируют рисунками, находящимися в их головах, но мы — простые смертные не владеем

параллелен той же скорости. Отраженный от зеркал А и В свет возвращается на пластинку SS: луч BS отражается от нее и падает на экран С, а луч AS проходит через SS прямо и падает на экран С...».

Далее два луча, волшебным образом попав в точку «С», создают интерференцию. Но просто так, без создания определенных условий, лучи попасть в точку «С» не могут: этому мешает движение Земли. Конечно, если бы Земля неподвижно висела в космосе, то рис. 2 в точности отражал бы картину эксперимента. Но, как точно известно, никто из теоретиков Землю не останавливал, поэтому рис. 2 абсолютно не подходит ни для каких расчетов. Чтобы в этом убедиться, нарисуем вышеприведенную схему с учетом скорости Земли (рис. 3).

Из точки «О» выходит свет и падает на полупрозрачное зеркало S1-

интерференции расщепленных лучей тут и речи не может быть. Так что, такая расчетная схема в условиях Земли «Абсолютно!» неверна, абсолютно бесполезна, абсолютно ошибочна.

Один фанатичный последователь теории относительности тут же нашел «убийственный» аргумент: «Луч толстый, другие будут интерферировать». К сожалению, этого никак нельзя допускать, потому что излучение разных атомов между собой никак не синхронизованы и тогда в точки «С» и «F» попадут лучи с разной фазой, делая невозможным всякую повторяемость эксперимента. Весь смысл прибора Майкельсо-на заключается именно в том, чтобы в одну точку попадали лучи исключительно от одного и того же атома и никак иначе.

Спрашивается, как этого Май-кельсон добился? Для этого нам

ясновидением, и не можем прочитывать чужие образы в чужих головах, поэтому восстановим расчетную картину в приборе Майкельсона. Прежде всего, приведем ту основополагающую схему (рис. 2), вот уже 100 лет перекочевывающую из учебника в учебник. В данном случае она взята из учебника физики: «Курс теоретической физики», А.С. Компане-ец, Москва, 1972 г. с. 140.

Схема эта настолько упрощена, что выкинут главный фактор эксперимента — движение Земли, без которого любые рассуждения и расчеты превращаются в магические пассы волшебной палочкой. По мысли вышеприведенного теоретика схема работает следующим образом: «Луч света падает на полу серебряную пластинку SS (рис. 2). При этом он раздваивается: часть света отражается и падает на зеркало А, а часть проходит и падает на зеркало В. Пусть луч SA перпендикулярен скорости Земли в ее движении вокруг Солнца, а луч SB

S2, установленное под углом 45° к лучу. В точке «В» свет разделяется на два пучка: продольный и поперечный, которые отвесно падают на отражательные зеркала «А» и «D» и, отразившись от них, обратно возвращаются к полупрозрачному зеркалу. Пока лучи заняты полетом туда и обратно, полупрозрачное зеркало успевает переместиться вместе с Землей в положение S1'-S2', из-за чего разделенные лучи попадают в разные точки экрана. Поперечный луч проходит путь «ВА+АВ+ВС» и попадает в точку «С», а продольный, проделав путь «BD+DE+EF», — в точку «F». Не забудем, для интерференции лучи должны попасть в точку, размером не более длины волны. Например, если применяется красный свет, размер «точки» не должен превышать 0,00007 см. А длина отрезка «CF», на которую разнесены лучи равняется 0,02002 см, что в 286 раз превосходит длину волны красного света. Как видим, ни о какой

Г

придется привести траекторию лучей в его интерферометре.

На рис. 4 приведена одна из траекторий лучей, ввиду ее крайней важности, дающий ответ на все недоумения ученых. Продольная часть луча проделывает путь согласно рис. 3 и попадает в точку «С». Поперечная часть луча, отразившись под углом в 45° к полупрозрачному зеркалу S1-S2, падает на отражательное зеркало «А», установленное чуть наклонно, и поэтому попадает в точку «F» экрана. Этот наклон в жаргоне операторов интерферометра называется «оптическим клином». В данном случае лучи встречаются в точке «Е» и, естественно, там же и происходит интерференция. Но эта точка неудобна для наблюдений, т.к. расположена под углом в 45° к зрительной трубе (когда вместо экрана применяется она), поэтому оператор, меняя «оптический клин», точку «F» перемещает к точке «С» до полного их совмещения, где и на

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 8 2 0 0 4