Техника - молодёжи 2004-12, страница 57

Техника - молодёжи 2004-12, страница 57

ВРЕМЯ-ПРОСТРАНСТВО-НЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЛИЦО КОСМОСА

Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты...

Таких людей не бывает много. Их было в XX в. всего трое — сделавших первый космический шаг. И двое из них — наши соотечественники: Гагарин, впервые поднявшийся на космическую орбиту, и Леонов, первым оттолкнувшийся от люка в свободный полет, отделенный от враждебного пространства только оболочкой скафандра...

Среди космонавтов вообще нет заурядных людей. Но не каждому дано донести до окружающих не бесстрастный фотоотчет, а чувства, эмоции, настроение, сопровождающие выход в новую для человека среду. Вряд ли придирчивая комиссия, отбиравшая по гарнизонам пилотов на «принципиально новую технику», первым делом оценивала художественные таланты молодого летчика — ей было куда важнее, что накануне Алексей Леонов блестяще посадил аварийный МиГ-15бис с выключенным двигателем.

Зато вполне возможно, что их учитывал С.П. Королев, выбирая челове-

Мягкая посадка на Луну. 1967. Холст на картоне, 50x70 см Ракета «Н-1». 1999. Холст, масло. 80x50 см

ка для первого выхода в открытый космос. Задача была и технически нетривиальной, но большие опасения были связаны с психологией: как почувствует себя Человек вне кабины, один на один с Пространством?

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 2004

И главный конструктор решил, что именно художник лучше всего опишет свои впечатления и ощущения.

«СП» оказался прав. Уже два поколения людей восприняли космос сначала через картины художника А.А. Леонова, а уж потом — через телевизионную «картинку», с каждым годом улучшающуюся, но не способную конкурировать с глазом и рукой художника...

Хотя впечатления и ощущения Алексея Архиповича в сам момент выхода, а особенно — возвращения на корабль — передавались ненормативной лексикой... Конструкторы первого внекорабельного скафандра ошиблись, и гибкость наддутого комбинезона в вакууме оказалась меньше расчетной. В результате, руки вышли из перчаток, ноги — из ботинок, и двигаться стало совершенно невозможно, а — надо. И космонавт впервые существенно изменил режим работы своего аппарата, сбросив давление ниже положенного — а нужно было знать, что это уже возможно, т.к. какое-то время Леонов дышал кислородом, и декомпрессия не грозила гибелью. Потом он изменил отработанную последовательность действий, влетев в шлюзовую камеру не ногами, как рассчитывалось, а головой вперед. После чего космонавту пришлось развернуться в узком надувном тоннеле шлюзовой камеры...

Мы лишь недавно узнали об этом и многих других аспектах полета «Во-схода-2» А ведь это было крайне

54