Техника - молодёжи 2004-12, страница 61

Техника - молодёжи 2004-12, страница 61

ПАМЯТНИКИ

ИСТОРИИ

И РУЖЬЯ СВЕРЛИТЬ, И ПАЛАШИ ТОЧИТЬ

Игорь ПИНК, старший научный сотрудник Тульского государственного музея оружия

Модели старинных станков довольно редко увидишь в музейных витринах. Потому особую ценность представляет оригинальная коллекция, хранящаяся в Тульском государственном музее оружия. Ее любопытные и, в большинстве своем, действующие экспонаты наглядно демонстрируют технологические особенности процесса изготовления стрелкового оружия на российских оружейных заводах на протяжении нескольких веков.

Необходимость механизации в производстве вооружений прекрасно понималась Петром Первым, повелевшим своим Указом от 15 февраля 1712 г. на месте оружейной мануфактуры основать казенный Тульский оружейный завод: «... изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою». Имелось в виду, что клинки должны обрабатываться на станках, приводимых в действие водяными колесами.

так называемого «Верхнего завода», однако не сумел завершить эту работу — 24 июня 1714 г. он неожиданно умер от простуды. Строительство «амбара» закончил уже Яков Тимофеевич Батищев, солдат Ораниенбургского батальона, опытный прораб, говоря современным языком, который до этого строил крепость Ораниенбург в селе Слободском Воронежского уезда.

Под его руководством было сооружено двухэтажное здание, где установили три водяных колеса, приводивших в действие станки как для наружной обработки стволов и чистки граней их казенной части, так и для отделки каналов стволов.

Сидоров и Батищев сами проектировали оригинальные «вододей-ствующие» станки, установленные потом на Тульском оружейном заводе (ТОЗ). Так, Марком Васильевичем были разработаны машины для первого — «чернового» — рассверливания каналов ружейных стволов; Батищев же сконструировал сверлильные, обтирательные и шустовальные станки, и, кроме того, создал машину для расковки стальных «досок» — заготовок ружейных стволов.

ТЕХНИКИ

мельницы к этому станку передавалось с помощью зубчатой передачи), такая машина могла одновременно обрабатывать каналы сразу восьми ружейных стволов.

К сожалению, в период правления императрицы Анны Иоанновны (1730—1740) заводские водяные колеса и машины пришли в упадок, плотина развалилась, и тульские оружейники по старинке стали делать оружие с начала до конца вручную. И только при Екатерине II в 1778 г. была учреждена особая Комиссия для обследования Тульского оружейного завода и составлен проект сооружения каменных цехов около плотины на реке Тулице.

В 1792 г. Алексей Сурнин, прошедший по приказу князя Потемкина обучение в Англии, возвратился в Тулу, где был назначен «оружейным мастером и надзирателем всего касающегося до делания ружей». Он изобрел много оригинальных инструментов, приспособлений и станков, и именно он (как гласит молва) стал прообразом знаменитого лесковского Левши.

Постепенно потребность в стрелковом оружии возрастала, и одних

Модель пресса для штамповки второй половины XIX в.

На старом русле реки Упы было построено трехэтажное здание. Князь Волконский, руководивший строительством, поручил проектирование станков кузнецу «палашно-го дела» Марку Васильевичу Сидорову. На первом этаже завода установили 15 точил для обработки штыков, а также один «вертельный» станок для сверления штыковых трубок, на втором — 12 «вертельных» станков для обработки каналов ружейных стволов. Одновременно Сидоров приступил к строительству

Модель токарного станка для многорезцовой обработки второй половины XIX в.

Изобретения Марка Сидорова и Якова Батищева превратили ТОЗ в передовое предприятие того времени, о чем свидетельствует уникальный экспонат музея — уменьшенная копия одной из машин, которые были установлены еще в начале XVIII в. на Тульском оружейном заводе и приводились в действие с помощью водяных колес. Работая по самой современной по тому времени энергосберегающей технологии (движение от колеса водяной

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 2004

Модель сверлильного станка середины XIX в.

только водяных колес для успешной работы завода уже было недостаточно. В начале XIX в. на ТОЗ доставили из Петербурга первую паровую машину мощностью в 24 лошадиные силы.

Работы шли полным ходом.

В 1819 г. на Тульском оружейном заводе впервые в России был создан падающий штамповальный молот для выбивания в закрытых штампах замочных курков и других деталей ружейного замка, который раньше ковали вручную.

58