Техника - молодёжи 2005-07, страница 28

Техника - молодёжи 2005-07, страница 28

В средние века леса в горах Бюкка были гораздо менее густыми, чем сегодня

Северной Сибири. Подтверждение этому хотят отыскать в широко распространенном мнении, что венгерский и мордовский языки имеют одни и те же корни. На самом деле, единственным местом, где находят захоронения именно мадьяров, является Среднедунайская равнина. Проведенные там раскопки могил показали, что останки правителей народа не сжигались, а погребались по центрально-азиатскому обычаю вместе с их лошадьми и оружием.

Несомненно, использование каменных глыб, возвышающихся над землей, как и любых необычного вида камней, в качестве языческих алтарей было повсеместно распространено в дохристианские времена. Даже поверхностного взгляда на топонимику горных районов Венгрии достаточно, чтобы увидеть, что камни с древних времен связывались с обрядами или потусторонним миром. Многие каменные глыбы и хол

мы из валунов носят названия oltar (алтарь), рар (священник), balvany (идол), kecske (коза), ordog (дьявол).

Кажется, это могло бы служить подтверждением версии, что камни-ульи являлись потайными местами для совершения языческих молений, начиная с 1000 г., когда королем Стефаном было проведено обращение мадьяр в западное христианство. Как отмечает венгерский археолог Гюла Ласло, распространенное мнение, что обращение мадьяр в XI в. было быстрым и всеобъемлющим, не совсем верно, поскольку все говорит о том, что ранние религиозные практики, по всей вероятности, еще долгое время сохранялись у жителей отдаленных поселений. Запрет на приношение языческих жертв возле камней и деревьев, установленный впоследствии святым Ладиславом (1077 -1131), также свидетельствует о том, что язычество не исчезло, а напротив, оставалось главной религией еще некоторое время после усилий, предпринятых королем-христиани-ном Стефаном.

Другое направление поиска разгадки тайны камней-ульев - это та подсказка, которую дает нам само их название - kaptarko, присвоенное им местными жителями в стародавние времена. Венгерский язык прошел долгий путь с тех пор, как племена, принадлежавшие к финно-угорской языковой группе, дошли до земель вокруг реки Оби. На протяжении своего долгого пути на юг, а затем и на запад к Карпатской долине венгерский язык вобрал в себя элементы кактурецкого, так и иранского, и сла

вянского языков. Чаба Бараз исследовал в свое время этимологические корни слова kaptar и сделал вывод, что оно имеет то же происхождение, что и болгарское и турецкое слово кар или же староболгарское кар (статуя или идол). Венгерское слово кер (картина) длительное время заключало в себе дополнительное религиозное значение, - так, например, словосочетание Szentkep переводится как «святой образ».

Быть может, истинное предназначение камней раскрыто в буквальном смысле в их местном названии — слове kaptar (улей). Хотя сами венгры не могут вспомнить, почему каменные глыбы с незапямятных времен носили именно это название. Не исключено, что оно просто было связано с их конической формой. Но очень многие венгерские историки поддерживают версию о том, что высеченные в глыбах углубления служили все-таки ульями. Мнение это не беспочвенно еще и потому, что углубления в большинстве своем обращены на юг и на юго-восток. Более того, у некоторых из них имеется загнутый край, который вполне мог служить для прикрепления покрышки для улья. Во время раскопок, проведенных вокруг одного из камней, были найдены кусочки сот. Разведение пчел в горах Бюкка вполне могло быть начато уже в IX в. Исчезновение этого занятия из обихода и последовавшее затем появление разнообразных мифов о заброшенных камнях может быть отнесено на счет неспокойных времен в стране, когда вторжения татар, чешских гуситов и Оттоманской

В то время, как похожие на эти конические каменные глыбы можно увидеть во многих местах, высеченные в них прямоугольные углублениям,' А вы обнаружите только в венгерских хаглнях-ульях

%

ч

ТЕХНИКА- МОЛОДЕЖИ 7' 2 0 0 5

26