Техника - молодёжи 2005-11, страница 16

Техника - молодёжи 2005-11, страница 16

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

около 750 г. до Hi э. Другие историки считают, что под этим именем скрывается Атоссу, дочь и сопраеительница царя Белоха {конец VIII в. до н.э.), третьи склоняются к тому, что Семирамида — жена Шамшиадада V, правившая страной после смерти мужа, так как его наследник был еще мал.

Другой вариант легенды, описанный греческим писателем И в. н. э. Афинеем из Навкратиса, не столь романтичен. Семирамида вначале служила придворной дамой при дворе одного из ассирийских царей, но была столь прекрасна, что своей красотой завоевала царскую любовь. И вскоре уговорила царя, взявшего ее в жены, дать ей власть на пять дней. Первое, что сделала молодая царица, устроила пышное пиршество, на котором склонила на свою сторону военачальников и сановников, а своего мужа бросила в темницу.

Хороши обе легенды. А вот ни одного более-менее убедительного доказательства, что ассирийцами правила женщина, нет. Так что не исключено, что автором легенд о Семирамиде была какая-нибудь жрица, придумавшая их в пику свирепым ассирийским мужчинам.

По сравнению с положением ассириек жизнь женщин в Древнем Вавилоне может показаться почти райской, ведь по вавилонским законам резание ушей, носов, отсекание пальцев и другие методы, которыми доказывали свое превосходство над женщинами ассирийцы, вавилоняне не применяли.

Напротив, по вавилонским законам обиженная жена могла уйти от мужа и даже вступить в новый брак. Согласно 142 пункту закона Хаммурапи: «Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «не прикасайся ко мне», то дело ее должно быть рассмотрено в ее квартале, и, если она блюла себя и греха не совершала, а ее муж гулял» и очень ее унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданное и уйти в дом своего отца». Правда, при подобной лояльности, в том же самом законе есть одна, весьма любопытная оговорочка: «в случае судебного проигрыша, мужу позволяется жену утопить».

В знаменитом своде законов Хаммурапи (1792 - 1750 гг, до н.э.), состоящем из 282 параграфов, высеченных на двухметровом базальтовом столбе, около семидесяти посвящены регулированию взаимоотношений между полами, браку и семье. Изнасилование незамужней девушки, например, законодательно каралось смертной казнью, женитьба на похищенной невесте считалась браком по принуждению, то есть действием противоправным, брак закреплялся специальным контрактом, в котором оговаривались как имущественные права сторон, так и их обязанности.

Большое количество параграфов самого знаменитого закона древности посвящено разводу, различные нюзн-сы которых четко регулировались законодательством. Муж не имел права развестись с женой, не выплатив ей

Бронзовая женская статуэтка из Хатуссы.

15 а. до н.э.

компенсации. Согласно параграфу 1 38: «Если мужчина желает развестись со своей первой женой по причине того, что она бесплодна, до того как развестись, он должен выплатить ей ее брачный дар и возместить приданное, с которым она пришла из отцовского дома». Не менее разумно звучит и параграф 139: «Если жена становится хромой и муж решает взять в жены другую женщину, то он может поступать как захочет, но не должен разводиться с первой женой, которая должна жить в его доме и которую он должен обеспечивать до конца ее жизни».

Нз первый взгляд кажется, что законы Хаммурапи были призваны защитить женщин. И все же из тех же самых законов довольно ясно видно, что статус женщины в Древнем Вавилоне был не намного выше положения домашних рабов. Вавилонскому мужчине позволялось содержать, кроме жены, столько наложниц, сколько он был в состоянии кормить, к тому же к его

услугам был общественный гарем в лице храмовых проституток. В последних недостатка в Вавилоне не ощущалось. Более того, согласно Геродоту, каждая женщина должна хотя бы раз в жизни отдаться чужому мужчине в храме богини любви Иштар. По рассказам древнегреческого историка, это делали даже богатые женщины, правда, приезжая в храм в закрытых повозках. Женщины, надев по такому случаю лучшие свои украшения, сидели в святилище в ожидании партнеров. Геродот не без иронии замечает, что там была большая толпа и что «одни из них уходят, другие приходят». Из расспросов Геродот узнал, что некоторым женщинам приходится ждать три-четыре годэ, в то время как другие покидают святилище через несколько часов. Мужчина, выбрав понравившуюся женщину, должен был бросить ей в подол деньги, после чего имел полное право овладеть ею. Плата могла быть сколь угодно малой при условии, что мужчина произнес: «Призываю тебя на служение богине/». Отказываться женщинам не дозволялось, потому что эти деньги считались священными.

По мнению некоторых современных исследователей, древнегреческий историк, вероятно, спутал священных проституток, занимавшихся своим ремеслом в храмах богини любви, с обычными женщинами, пришедшими поклониться Иштар, и вряд ли почтенные женщины занимались проституцией во имя религии. Но и они делают оговорку, что мы до сих пор слишком многого не знаем о древних людях и не можем ни о чем судить наверняка. Во всяком случае, нигде в древней литературе Шумера, Ассирии или Вавилона запрета на сексуальные отношения не встречается.

Пожалуй, единственным из восточных народов, где женщина имела более* менее независимое положение, были соседи вавилонян - хетты, хотя и хеттский муж, уличивший жену в прелюбодеянии, волен был распоряжаться ее судьбой, как ему заблагорас судится. Интересно, что у хеттов было что-то вроде гостевого брака, причем закрепленного законодательно. 8 хеттских законах предусматривалось, что молодожены могут не обзаводиться собственным хозяйством, а жить врозь, если женз ззхочет после брака остаться в доме родителей. Подробно оговаривается лишь запрет на близкородственные браки. Мужчине, например, запрещалось вступать в половую связь со своей матерью и дочерью, с матерью, сестрой или дочерью от бывшего брака своей жены, а также с женами своего отца и брата при жизни последних, С другой стороны в 193 параграфе хеттского судебника утверждается, что в случае смерти мужа его вдова должна сначала выйти замуж за его брата, затем - за его отца, а если умрет и отец, то за племянника.

И все же лишь в Хатуссе женщина могла выкинуть фокус вроде того, который позволила себе Маль- Никаль, третья жена царя Суппилулиумасса и мачеха царя Мурсилиса II. После смерти мужа она раз-

Щ™ ?оо5"П]