Техника - молодёжи 2005-11, страница 14КОЛЮЧКИ ИЗ САДОВ СЕМИРАМИДЫПрава и обязанности женщин в законах Древнего Востока Как любила поговаривать английская виконтесса Нэнси Астор, при первом же случае Адам всю ответственность свалил на женщину. С тех пор на «фронте» без перемен — потомки Адама верой и правдой, законом и беззаконием берегут главную мужскую традицию. Татьяна СОЛОВЬЕВА Богиня любви Инанна. Самое неожиданное и загадочное изображение богини любви представлено на одном из самых ранних шумерских барельефов. Богиня изображена в сопровождении львов и сов в крылатом обличье и обнаженной. Ее высокая округлая грудь, пышноватые бедра, нежные плечи, точеные руки, поднятые ладошками вверх, — все представлено настолько в мягких, округлых формах, нигде больше у шумеров не встречающихся, и так напоминает стиль индийских изображений, что многие ученые оспаривают его месопотамское происхождение. Ок. 2500 г.до н.э. Бороться с женщинами мужчины начали еще а глубокой древности. Одни способы борьбы укоренялись прочно, другие по ходу истории корректировались, неизменной оставалась лишь сама борьба. Шесть тысяч лет назад в Древнем Шумере женщин просто игнорировали. Жизнь шумериек была столь малоинтересна их соотечественникам, что ни в одной дошедшей до нас клинописной табличке нет более-менее подробного рассказа о них. Разве что какой-нибудь писец обмолвится о землячке, при этом, естественно, не посчитав нужным поставить перед женским именем значок «Ш» - «ЧЕЛОВЕК», который был обязателен в клинописи перед каждым мужским именем. Даже языков в Шумере было два — с «мужской» и «женской» фонетикой, что вполне доказывает: для шумерского мужчины женщина была, мягко говоря, иным существом, чем он сам. У шумерских женщин была одна функция - репродуктивная, поэтому брак у этого древнего народа, о чем можно судить по клинописям глиняных табличек, являлся благословением богов, ибо нес оплодотворение и приводил к нужному материальному результату: росту числа людей. Супружеская верность в браке считалась обязательной, а шумерийка, нарушившая ее, наказывалась смертью. Однако столь суровое наказание за прелюбодеяние по шумерским законам распространялось лишь на женщин, предназначенных для продолжения рода в браке. К жрицам, занимавшимся священной проституцией в храмах богини любви Инанны, шумерские мужчины относились с уважением. Ничего предосудительного не видели они и в торговле женщин собственным телом ради куска хлеба, ибо говорил легендарный шумерский царь Гильгамеш: «Наслажденье — дело женщин». Но нигде в Древней Месопотамии женщины не были так угнетаемы, как в Ассирии, где они считались собственностью отцов и мужей, причем собственностью не из ценных. Ни до, ни после в мире никогда не существовало столь свирепых законов, направленных против женщин, как в Ассирии. Наказанию и пыткам женщин в ассирийском «Судебнике», запечатленном на табличках II тысячелетия до н.э., посвящено целых 59 параграфов! По ассирийскому законодательству муж имел право по любому поводу и без оного изувечить свою жену, отрезать ей нос и уши, облить смолой или до полусмерти избить палками. Причем, на законных основаниях: «„.человек может свою жену (бить), выщипывать ей (волосы), бить по у(шам) и ко(лотить), вины его (в том) нет», - говорится в одном из параграфов «Судебника». Также мужу разрешалось отсекать жене пальцы, если он находил ее плохой хозяйкой. То же са -мое он мог сделать, если его жена или наложницы были слишком красивы — чтобы не казались привлекательными для других мужчин Считалось, если женщину рассматривают другие мужчины, это уменьша- ДЩ ™ 2005'Tl) |