Техника - молодёжи 2005-11, страница 11

Техника - молодёжи 2005-11, страница 11
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

Самым грозным оружием ушедшего, XX в., заслуженно считаются МБР - межконтинентальные баллистические ракеты, Запускаемые из защищенных шахт, с прячущихся мобильных установок или невидимых атомных субмарин, они способны за десятки минут доставить ядерные боеголовки на дальность в четверть длины экватора. Они практически неуязвимы, во всяком случае — после разделения головных частей; даже сейчас ракета, способная перехватить МБР, сравнима с нею по стоимости!

Однако времена меняются, меняются и цели. Достоинства баллистических ракет все менее явны, а недостатки - наоборот И главный недостаток - неточность.

8 самом деле, слово «баллистическая» в названии предполагает, что большую часть траектории головка ракеты преодолевает, как брошенный камень, только под действием начального толчка и силы тяжести. Практически, вот только этот начальный толчок и обеспечивает сама ракета, работая лишь около 5-8 мин из примерно 40 мин полета на межконтинентальную дальность.

И только в это время работает система управления МБР, сколь бы совершенной она ни была. А вот внешние факторы на боеголовку продолжают действовать: неравномерность гравитационного поля Земли, сопротивление

атмосферы на конечном участке, даже притяжение Луны и других планет, как бы мизерно оно не было.

8 результате, точность МБР сегодня кажется фантастической в сравнении с той, что характеризовала первые образцы (300 - 800 м против 10-20 км), но... совершенно недостаточна для того, чтобы отказаться от ядерного оснащения межконтинентальных ракет Ведь именно чудовищная мощь ядерных боеприпасов компенсировала недостаточную точность баллистических снарядов в середине XX в. Но почему именно баллистических?

Расстояние, которое развело основных потенциальных противников после Второй мировой войны, сделало главной характеристикой стратегических ударных средств дальность, причем значительно большую, чем раньше. Это само по себе уже стало технической проблемой. Но развитие противовоздушной обороны сторон потребовало улучшения и других характеристик стратегических носителей, что поставило — опять-таки - техническую задачу, до конца не решенную и по сей день.

Одновременное получение необходимых дальности и неуязвимости для ПВО было возможно при условии отказа от... экипажа. Требуемая дальность сразу сокращалась вдвое: беспилотнику не нужно возвращаться. Габариты машины определялись не необходимостью размещения и длительной работы 10 — 12 пилотов, штурманов, инженеров и стрелков, а только конструктивными соображениями...

Однако с самого начала задача имела два решения. И в отчете 1949 г. СП. Королев рассматривал два способа получения большой дальности: многоступенчатую баллистическую ракету и... многоступенча тую же крылатую ракету с - тогда еще -жидкостным ракетным двигателем. Три годз спустя в докладе на Ученом совете НИИ-88 Королев анализировал уже крылатую ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД).

Выводы: при той же стартовой массе крылатая ракета будет иметь на 14% большую дальность (8000 против 7000 км), чем одновременно рассматриваемые баллистические. Однако предстоит решить ряд сложнейших технических проблем, главные из которых - создание ПВРД с требуемыми параметрами и бортового оборудования, способного работать не 2 — 2,5 мин, а 2 - 3 ч (величины из доклада Королева).

Сам Сергей Павлович их решать не собирался, и со спокойной совестью «подарил» все наработки (включая почти готовый проект экспериментальной крылатой ракеты ЭКР) авиастроителям. Те постарались, но только 22 мая 1958 г. (через 7 месяцев после первого успешного пуска МБР) состоялся первый относительно успешный (а всего - 5-Й1) пуск межконтинентальной крылатой ракеты (МКР) «350» («Буря»), созданной в ОКБ С,А. Лавочкина.

Читателям, многие из которых воспитаны на мифе об отсталости советского приборостроения, будет небезынтересно узнать, что как раз бортовое оборудование, способное работать 3 ч и обеспечить МКР желаемую тогда точность, было не просто создано, а доведено до требуемого уровня функциональных и технологических характеристик! По нынешним временам они были не очень, круговое вероятностное отхлонение — 4 — 7 км. Правда, невредно помнить, что и в 1965-м промах в 8 -10 км для межконтинентальной баллистической ракеты не считался фатальным,..

Отказ от «Бури» был обусловлен дру гим: тогда не удалось получить требуем ый удельный импульс ПВРД, поэтому реально достигнутая дальность полета не превысила 73 - 85% от расчетной (7500 км). Перспективы повышения дальности были, но требовали масштабных и сложных экспериментов, Кроме того, и функциональные возможности «350» не превосходили уже успешно летавшей баллистической «семерки», Р- 7: не менее монструозный стартовый комплекс, а скорость у цели - всего 3,2М (у «семерки» — около 20М), что было «по зубам» американским зенитным ракетам «Нэйк Геркулес» и «Бомарк».

Поэтому работы по «Буре» (а также по готовому, но так и не полетевшему РСС-40 «Буран» В.М, Мясищева и оставшейся на бумаге П-100 Г.М. Бериева) были прекращены.

Труднее объяснить, почему Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 5 февраля 1960 г. в ОКБ А.Н. Туполева была прекращена успешно продвигавшаяся работа над самолетом «130» или «ДП» (дальний планирующий). Идея проекта, разработка которого началась в 1957 г , заключалась в следующем.

Система стартовала как обычная баллистическая ракета, и вертикально поднималась до высоты 80 - 100 км.

«Буря» запускалась с огромного стартового комплекса,., (макет в музее НПО им. С А. Лавочкина)

(тм 2005' 1~