Техника - молодёжи 2006-06, страница 65www.tm-magazin ,ru 63 ксерокс и... бульонные кубики! В повести «Правдоподобные небылицы, или Странствие по свету в двадцать девятом веке» эти «чудеса» вполне узнаваемы. Так, копировальный аппарат описан героем повести, путешественником во времени весьма правдоподобно и отличается от современного нам лишь отсутствием электронной «начинки»: «...секретарь, взяв лист писаной бумаги, положил его между двумя вальками, пустил пружину, и машина пришла в движение. На один валек навертывалась белая бумага, окропляемая сверху какой-то химической жидкостью, а другой валек свертывал отпечатки. Через несколько минут более двух тысяч оттисков было готово». Прообраз мобильного телефона — слуховая труба напоминала, судя по всему, первые, весьма громоздкие мобилы и состояла из телескопической антенны и прибора навигации звука. Пользоваться ей, однако, было не столь просто, как современными аналогами. Человек должен был сначала «измерить тригонометрически расстояние» между ним и объектом, выдвинуть нужное количество колец в слуховой трубе, «остановить на известном числе градусов», в середине трубы зажечь «какой-то спирт», и лишь тогда «приложить ухо к узкому концу» слуховой трубы. Соединение тоже было совсем даже не «мобильное». По словам героя повести, выполнив все действия, он только «через несколько минут почувствовал, что звук приближается и, наконец, явственно доходит до... слуха». Что касается бульонного кубика, «которого несколько крох достаточно для пропитания целого семейства», то он отличается от привычных нам не только чрезвычайной питательностью, но и безвредностью, ибо является натуральным продуктом, получаемым с помощью длительного и изощренного вываривания «различных растений и мяс». Видимо, этим, в частности, объясняется непобедимость солдат будущего, заботливо снабженных не только «пневманической машиной для превращения воздуха в воду в случае нужды» и машиной «для произведения кислотвора, а из оного огня для варения пищи» (прообраз зажигалки), но и этими волшебными бульонными кубиками. И ПОЕХАЛИ ОНЕ К ГОСУДАРЫНЕ ЛУНЕ... Подобные совпадения заставляют уже по-иному отнестись к другим предсказаниям русских фантастов. В том же «4338 году» рассматривается угроза столкновения Земли с кометой и планы российских ученых по ее обстрелу ракетами. Эти планы практически полностью совпадают с программой Европейского космического агентство (ЕКА), которое в ходе выполнения миссии «Дон Кихот» намерено атаковать космическим кораблем один из двух астероидов — 2002 АТ4 или 1989 ML. По словам ученых, в ближайшее время ничто нам на голову не упадет, однако основания для теоретических опасений имеются. Дело в том, что система определения космических тел и траекторий их движения пока оставляет желать лучшего. Например, в середине 2004 года астрономы обнаружили астероид 2004 MN4 диаметром 400 м, а потом потеряли его из поля зрения и заметили снова только ближе к Рождеству. И хотя ученые исключили возможность столкновения этого астероида с Землей в 2029 году, вопрос вероятности подобных катастроф остается открытым. Именно Одоевский первым заявил и о необходимости использования лунных ресурсов. «Нашли способ сообщения с Луной, — пишет его герой, — она необитаема и служит только источником снабжения Земли разными житейскими потребностями». Сегодня эту тему широко обсуждают и на Западе, и в России. Так, конгресс США выделил на освоение Луны 14 млрд долл. NASA планирует добывать пригодную для питья воду изо льда на южном полюсе нашего естественного спутника, а также получать водород и кислород в качестве топлива для дальнейших внеземных путешествий. Промышленное освоение Луны, считают в свою очередь российские ученые, необходимо для вывода человечества к запасам уникального энергоносителя гелия-3, которого нет на Земле. Наши фантасты продумали не только эти, но и другие глобальные проблемы, с которыми может столкнуться человечество: и перенаселение Земли, и охлаждение нашей планеты, и полная колонизация ее китайцами, а то и порабощение инопланетными или демоническими захватчиками. Как знать, может быть, в недалеком будущем часть населения Земли переселится на Марс, Камчатка будет обогреваться теплом вулканов, а на арену политической борьбы выйдет тот, о ком писал в свое время Иоанн Богослов... КТО СТРАШНЕЕ: МАРСИАНЕ ИЛИ ДЕМОНЫ? Фантастику XIX века можно условно разделить на два типа. Те, кто грезил о чудесах технического прогресса, писали научную фантастику. Те же, кто видел пути развития человечества в религиозно-мистическом контексте, писали мистику, которую в то время в отдельный литературный жанр не выделяли и тоже называли фантастикой. Для некоторых писателей, среди которых и Владимир Одоевский, было характерно некое видимое смешение жанров, поскольку они считали мистику предтечей науки будущего. Примером в этом отношении может служить рассказ «Жизнь через сто лет» Григория Данилевского, где главный герой попадает в будущее, обратившись к магу-сомнамбулисту. Классиками русской мистики по праву считаются Н.В. Гоголь («Вий»), А.С. Пушкин («Пиковая дама», «Уединенный домик на Васильевском»), О.Сомов («Киевские ведьмы»), А.К. Толстой («Упырь», «Семья вурдалака»), А.Погорельский («Лафертовская маковица»). Были и другие. Для этих авторов потусторонний мир куда более страшен и реален, чем гипотетические марсиане и лунатики. Воспитанные в эпоху кризиса православного единства, стихийного язычества, проникновения на русскую почву европейских ересей и мистических учений Востока, писатели-мистики создали пласт иной фантастической литературы. Феномен этого явления — его почти ощутимая реальность. Если забавные повести писателей научно-фантастического направления даже при всем обилии вышеуказанных совпадений кажутся нам любопытной выдумкой, то мистические произведения, написанные людьми, верящими в существование описываемых состояний и явлений, оставляют впечатление открытия истины, «которая где-то рядом». Особенно это ощущение обостряется, когда читаешь мистические рассказы конца XIX — начала XX века. Их даже сложно назвать романтико-мистическими, а можно говорить о чистом мистическом «хорроре» и «саспенсе». ХОРРОР ПО-РУССКИ Речь идет уже о другой плеяде российских «фантастов»: Федоре Сологубе, Александре Грине, Михаиле Арцыба-шеве, Николае Гумилеве, Валерии Брюсове. Они творили на рубеже веков, во времена духовной смуты, повального увлечения оккультизмом, моды на спиритические опыты и откровенного заигрывания с демоническими сущностями. По сравнению с их «ужасными» рассказами изящные романтические произведения начала века кажутся детскими сказками. Нужный эффект в этих рассказах достигается тем, что в сознании читателя рождается ужас от понимания того, что «так я и знал», что «этого-то я и боялся». Как правило, сам инфернальный объект, источник ужаса, лишь очерчен, иногда и вовсе не обозначен. Но читатель чувствует его незримое присутствие в описываемой реальности и домысливает зло согласно своим личным страхам, иногда преследующим его с самого детства. Из глубин подсознания выползает наружу поистине животный ужас, родственник тому состоянию, в которое впадали первобытные люди при виде заката Солнца и с которым встречает приближение тьмы ребенок, оставшийся на ночь один дома. Вот тогда-то и проносится по телу странный неприятный холодок. В буквальном смысле слова шевелятся волосы на голове. Авторская реальность вытесняет читательскую. Привычная картина мира выворачивается наизнанку, но при этом остается картиной цельной. |