Техника - молодёжи 2006-06, страница 66

Техника - молодёжи 2006-06, страница 66

64 2006 №06 тм ТЕХНОЛОГИЯ

Мир выглядит так же, но события в нем получают иную интерпретацию.

Так, после прочтения рассказа Федора Сологуба «Собака» сохраняется ощущение того, что под привычным обликом окружающих могут скрываться животные. Почему бы и нет? Можно ли объяснить игрой воображения удивительное сходство иных людей, их поведения, внешности с животными? И так ли убедителен довод, что оборотней не бывает потому только, что лично мы с ними не сталкивались. А ведь может быть, они сами до поры до времени не показываются нам. И каждую ночь, в темноте, совсем рядом, за нами наблюдают сотни хищных глаз, которые при дневном свете кажутся нам глазами сослуживца, жены, соседа? И именно мы, а не они чужие в этом мире? Или рассказ «Тени» того же Сологуба, где гимназист настолько заигрался в театр теней, что постепенно утратил рассудок сам и свел с ума свою мать, «подсадив» ее на ту же мистическую игру. Потусторонний холод зеркал. Отражение как живое существо, стремящееся вырваться наружу. Безумен ли человек, почувствовавший однажды самостоятельность своего отражения, его враждебность, угадавший страшный замысел своего двойника — вырваться наружу, подчинить волю хозяина и бросить его самого в ледяной мир теней? И вот героиня из рассказа «В зеркале» Валерия Брюсова вступает в смертельный поединок со своим отражением. Ей никто не верит, никто не может помочь. Она одна наедине с темным ужасом, приходящим из за-зеркапья.

По-новому описывали писатели ужаса и продажу души дьяволу, традиционный сюжет для жанра мистики. Нет, это уже не романтическое средневековое действо в духе Гете, а жуткая связь с отвратительным волосатым смрадным чудовищем, изображенная Михаилом Арцы-башевым в «Рассказе о великом знании». Можно ли без содрогания наблюдать, как наивный гордец обрекает на вечные муки свою душу ради того, чтобы познать вершины мудрости, если даже князь тьмы отговаривает его? Поистине ужасна смерть глупца. Груз знаний тонет в нечистотах, в которые обезумевший «мудрец» в отчаянии бросает свое тело...

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Впрочем, если верить русским писателям-провидцам, в недалеком будущем нас ждут не только неприятные сюрпризы, вроде прорыва инферно, Апокалипсиса, религиозных войн, экологических катастроф и захвата инопланетными пришельцами. И Одоевский, и его современник Булгарин, и пишущий спустя полвека Николай Федоров предсказали, помимо всего прочего, новые для человека способы получения удовольствий, угождения душе и телу. Это веселящий газ, который вытеснит с рынка иные виды наркотиков и войдет во всеобщее употребление, цветовые шоу и даже... ароматические концерты. Вот как в 2217 году будут звучать классические произведения в фантастической аранжировке: «А славная эта "Майская ночь"... — делится впечатлениями героиня Николая Федорова. — В начале тонко-тонко проносится сырой и нежный запах свежих полей; потом нарастает густой и теплый аромат фиалок, и запах зеленых крепких листьев, и лесной гниловатый пряный за

ТВОРЧЕСТВА

пах... Так и кажется, что идешь, взявшись рука за руку с любимым человеком, по густому-густому лесу; а потом нежной и легкой тканью рассыпается аромат ландышей — острый и свежий аромат, аромат, от которого шире и вольнее дышится... В этом месте я готова кричать от восторга... А потом розы, царственные пышные розы... Разгорается заря, сверкают капли росы. Чудо что такое!.. А "Ромео и Джульетта"... Что-то таинственное и жуткое в этих пронзительных кружащихся запахах в начале... потом они нарастают, становятся все глубже, все печальнее... Так и чувствуешь, что опускаешься в глубокий, едва освещенный склеп... А "Буря"... Какие взрывы тяжелых, падающих, как градины, запахов, сменяющихся быстро, бегущих и сталкивающихся!.. Восторг...» Действительно, восторг! Что ж, поживем увидим, точнее... учуем.

Читатель вправе спросить: где же можно познакомиться с фантастическими произведениями русских писателей, многие из которых, не считая нескольких имен, полузабыты? Неужто лишь в столичных библиотеках, сохранивших их старинные томики?

Разумеется, нет. «Открытие» русской фантастики произошло не сегодня. Еще в 70-е годы прошлого века вышли сборники «Взгляд сквозь столетия» (1977) и «Вечное Солнце» (1979). А в 1990-е «Советская Россия» выпустила «Библиотеку русской фантастики» в 20 томах, составленную Ю.М. Медведевым и включившую в себя отечественные фантастические произведения, начиная с древнерусской литературы. Издательство «Корпорация "Сомбра"» избрало иной путь, разграничив классическую отечественную фантастику по жанрам. В сборник «Полдень, XIX век» (2005) вошли наиболее яркие научно-фантастические повести и рассказы русских писателей XIX в., в числе которых Владимир Одоевский, Фаддей Булгарин, Григорий Данилевский, Валерий Брюсов, Николай Федоров. Второй сборник, «Полночь, XIX в.» (2005), включил в себя то, что можно назвать классикой русского хоррора и мистики, — рассказы Федора Сологуба, Александра Грина, Николая Гумилева, Михаила Ар-цыбашева, Валерия Брюсова и других русских писателей, чьи произведения составили достойную конкуренцию творениям Эдгара Пои Говарда Лавкрафта. ...Как видим, из литературы XIX в. произросли все популярные ныне жанры: и научная фантастика, и мистика, и фэнтези, образчиком которой, кстати, является «Гора Звезды» Валерия Брюсова. Но что самое главное — фантастические произведения русских писателей той эпохи способны удовлетворить эстетические запросы современного читателя. Их никак нельзя отнести к «литературному антиквариату». Они полны динамики, неожиданных поворотов сюжета, написаны прекрасным языком и посвящены, по сути, вечным проблемам, актуальным по сей день. Герои наших классиков и в прошлом, и в будущем, и на других планетах, и в других измерениях все также влюбляются, ищут смысл бытия, борются за свою внутреннюю и внешнюю свободу. А то, что повествование окутано ореолом XIX столетия — века романтического, века, в котором вера в человека и его возможности была безграничной, — придает этим произведениям особый шарм, утонченное изящество, которое все больше ценится в наше время. ОП

Продажа копировальной техники RICOH

Техническое обслуживание и ремонт копировальной, множительной и факсимильной техники RICOH

Обеспечение расходными материалами для офисной техники ведущих ^ > производителей CANON, KYOCERA, HP, SHARP, EPSON, PANASONIC, XEROX

| 125171, Москва, Ленинградское шоссе, д. 16 Тел.: 156-1638,156-4174,156-4034 • http: www.ivk-ricoh.ru e-mail: ivk@ivk-ricoh.ru

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Журнал Множительная техника

Близкие к этой страницы