Техника - молодёжи 2007-06, страница 33

Техника - молодёжи 2007-06, страница 33

Творцы_

Возвращение на круги своя

Юрий МЕДВЕДЕВ, "Российская газета» - специально для «ТМ»

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА

Юрий Медведев — Не раз приходилось слышать, что почти каждый учёный мечтает стать американским профессором. Чем же так привлекательна эта должность? Зарплатой?

Константин Северинов — Зарплатой в том числе. У профессора она составляет около $100— 150 тыс. в год. Но есть и много других достоинств. Скажем, в США единственный, кто обеспечен постоянной работой до конца жизни, это профессор. Стоит вам занять эту должность, и университет теряет право вас уволить. Вы можете заниматься чем угодно, но вам будут платить зарплату. Это сделано, чтобы учёный был свободен от давления администрации в выборе своих научных интересов.

Более того, каждый седьмой год профессору предоставляется полностью оплачиваемый творческий отпуск. Это даёт возможность расширять свои горизонты, обогащаться новыми идеями, новой кровью. Словом, я бы сказал так: американский профессор имеет максимальные возможности для самореализации при максимальной свободе. Для на

стоящего учёного это самое главное.

Вообще роль профессора в США уникальна. Он и возглавляемая им лаборатория — это краеугольный камень американской науки, а вовсе не университет и институт, как у нас многие думают. Дело в том, что именно профессор является своеобразной машиной для добывания денег. Скажем, выигрывая грант Национальных институтов здоровья в миллион долларов, вы приносите дополнительно своему университету ещё $560 тыс.

Причём своим миллионом вы вольны распоряжаться по собственному усмотрению: сами набираете сотрудников, устанавливаете зарплаты, увольняете, закупаете оборудование и т.д. При этом оборудование и грант уходят вместе с вами, если вы вдруг решили перейти в другой университет. В общем, вы бог и царь.

КАК СТАТЬ ПРОФЕССОРОМ?

Ю.М. — Такое даже нашим академикам и не снилось. Кстати, в России никто не может сказать, по каким критериям выбирают в члены академии, учитывается ли, например, число публикаций, их цитиру-

Константин Северинов уехал работать в США сразу после окончания биофака МГУ, более 15 лет назад. За эти годы он стал учёным мирового уровня, одним из наиболее авторитетных специалистов в молекулярной биологии, профессором крупного американского университета. Почему он решил вернуться в Россию?

емость. А как становятся американским профессором?

К.С. — Здесь, наоборот, всё предельно прозрачно. Университет, который намерен пригласить вас на эту должность, прежде всего, интересуется — сколько вы ему принесёте денег. Ваши шансы намного повышаются, если, ещё не будучи профессором, вы уже имели грант и сами себя обеспечивали.

Конечно, требуются публикации в престижных журналах, причём ваша фамилия обязательно должна стоять в списке авторов первой. Это тот, кто сделал основную часть работы. Ещё нужны как минимум три рекомендации от авторитетных учёных. Такой «джентльменский набор» открывает путь к должности профессора-ассистента.

А чтобы забраться на самую вершину, стать полным профессором, вам отводится шесть лет. За это время вы должны доказать, что способны развить собственное оригинальное направление и стабильно добывать для университета деньги. То есть участвовать в очень жёсткой гонке за грантами, которую ещё называют крысиной. Через шесть лет наступает момент истины: оставят в университете или нет. Обычно сходят с дистанции и не получают статус полного профессора около 30% учёных, а в знаменитых учебных заведениях — например Гарварде, — около 70%. Ю.М. — Когда вы уехали в США и стали там профессором? К.С. — После окончания биофака МГУ я поступил в аспирантуру Института молекулярной генетики РАН и по обмену молодыми учёными почти сразу же уехал в США. Два года работал в лаборатории Колумбийского университета, которой руководил тоже выходец из России. У нас был полностью русский коллектив, мы занимались не самой

www.tm-magazin ,ru 31