Техника - молодёжи 2007-07, страница 54Рыцарский музей Рыцари эпохи кольчугиПериод с 10ОО по 1250 г. в трудах английских историков обычно называется «эпохой (или веком) кольчуги», что говорит о массовом распространении именно этого вида защитного снаряжения. Правда, кольчуг этого времени до нас дошло очень мало. Тем не менее можно считать, что кольчуга всадника XI-XII вв. состояла целиком из клёпаных колец, её вес мог достигать 14 кг, а длина с разрезами спереди и сзади — доходить до колен. Не все, но некоторые кольчуги имели имена. В частности, кольчуга короля Гарольда почему-то называлась «Эмма». В кольчуги были облачены и крестоносцы, которые отправились в Палестину освобождать Иерусалим, а затем в 1187 г. во главе с рыцарем Вальяном де Ибелином отстаивали его от войск султана Саладина, но так и не смогли удержать. Экранная версия тех событий весьма реалистично представлена в кинофильме «Земля обетованная», причём, если внимательно посмотреть на показанные в нём доспехи воинов-хри-стиан, нетрудно убедиться, что силуэт рыцаря XII в. уже значительно отличался от силуэтов всадников с «Байёсского полотна». Кольчугу теперь всё чаще стали выплетать заодно с капюшоном. Рукава — длинные, нередко с кольчужными рукавицами — муффлерз, хотя обычно только на одну правую руку, с прорезью на ладони, чтобы при необходимости можно было бы освободить из нее кисть. На других кольчужных перчатках для пальцев оставляли отверстия, на что, изучив рисунки «Винчестерской Библии» 1165-1170 гг., обращают внимание британские историки Д. Эдж и Д. Паддок. Под кольчугу обязательно надевается стёганый кафтан — гамбизон, несколько более длинный, чем сама кольчуга (которая всё равно ещё доходит до колен). Под влиянием моды из-под гамбизона наружу выпускают полы нижнего кафтана, длина которых достигает лодыжек. Рыцарские щиты XII в. продолжают походить на щиты предшествующего столетия. Однако в конце него форма старых «каплевидных» щитов начинает меняться, и они получают спрямлённую верхнюю часть. Щиты по-прежнему остаются очень длинными, хотя и возникает тенденция к уменьшению их размеров. Форма — плос-ко-выгнутая, причём были щиты как с умбоном, так и без него. Важно отметить, что поверхность щита теперь всё чаще используется для нанесения геральдических изображений. До наших дней дошли первая и вторая Великие печати короля Англии — Ричарда Львиное Сердце, что, по мнению Д. Николя, позволяет реконструировать облик рыцаря XII в. без особого труда. Шлемы в это время всё ещё продолжали раскрашивать, но и сама фигура рыцаря стала более яркой и красочной, хотя цвет металла кольчуги по-прежнему оставался в доспехах доминирующим. Однако именно в это же время «голые кольчуги» стали понемногу исчезать, т.к. европейцы в ходе крестовых походов переняли у мусульман обычай носить защитное оружие под одеждой из ткани. На рисунках «Винчестерской Библии» присутствуют изображения воинов в кафтанах, которые по-французски именовались «сюрко» (или «сюркот», если следовать нормам англоязычной лексики). Обычно это была длиннополая одежда с разрезами спереди и сзади, а также длинными рукавами. В описании Анаута Гуилхема Мар-шана, сделанном им в 1170 г., рыцарское снаряжение уже выглядело так: «Имей хорошего коня, чтобы он мог быстро бежать и нести тебя и твоё оружие. Приготовь свои доспехи, копьё, меч и хауберк, а также сюрко. Конь должен быть хорошо выезжен, а когда сделаешь это, — положи на него доброе седло и узду и по-настоящему хорошие доспехи (!), чтобы ничего не было упущено. Попона коня должна иметь такую же эмблему, что и седло, и быть такого же цвета, что твой щит и вымпел (пеннон) на конце копья. А ещё тебе понадобится конь, чтобы везти твой двойной(!) хауберк и твое оружие...» — т.е. в данном случае речь идет о двухслойной кольчуге с капюшоном! В XIII в. сюрко приобретает особую популярность, хотя и утрачивает рукава. Несмотря на то, что его функциональное значение вполне очевидно, Д. Эдж и Д. Паддок считают столь широкое распространение покрывающей кольчугу одежды не вполне объяснимым. Может быть, это была дань моде или способ выделиться богатством и качеством ткани, но возможно сюрко стали носить, чтобы было куда пришить крест — символ крестоносного движения — так как на «голой кольчуге» его крепление не могло не вызывать определённых сложностей. Основным средством удара на расстоянии в XII в. оставалось копьё, длиной 3-3,7 м с древком из ясеня, а на более близкой дистанции использовались меч, топор, булава. Кинжалы длиной 20-25 см чаще всего представляли собой мечи в миниатюре с несколько уменьшенным в размерах перекрытием, однако мода на их ношение на рыцарском поясе справа в это время ещё не пришла. Вячеслав ШПАКОВСКИЙ 1 — шлем сервильер из кожаной основы и металлических полос; 2 — куполовидный шлем 1190 г. с наносником, закрывающим нос и рот (2а — вид этого же шлема изнутри); 3 — возможный вариант раскраски шлема короля Ричарда Львиное Сердце; 4 — простейший «шлем-таблетка» с кольчужным прикрытием для лица 1200 г.; 5 — шлем-таблетка этого же времени, но уже с металлической маской с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания; 6 — шлем рыцаря-менестреля Вольфрама Фон Эшенбаха, 1200 г. 7— щит шотландского рыцаря 1190 г. (7а —вид этого же щита изнутри); 8 — щит короля Ричарда Львиное Сердце с двумя львами; 9 — щит короля Ричарда по изображению одной из его печатей; 10 — облачение рыцаря XIIв. в доспехи: на его голове уже надет стёганый чепец-подшлемник, в то время как слуга подвязывает ему на ногу кольчужные чулки-шоссы. Обратите внимание, что они защищают ноги только спереди; 10а — тот же рыцарь в стёганом гамбизоне, поверх которого будет надета кольчуга; 11 — полностью снаряжённый для битвы шотландский рыцарь 1190 г. из рода Мак-Лакханов (о чём говорят цвета его длиннополой коты, виднеющейся из-под кольчуги и гамбизона). Кольчужные чулки (11а) либо отсутствуют, либо поверх них он носит шоссы из ткани 52 2007 №07 ТМ |