Техника - молодёжи 2007-08, страница 64

Техника - молодёжи 2007-08, страница 64

Неизвестное об известном ВСЕ МЫ ВЫШЛИ

ИЗ глины

И амёбы, и мухи, и динозавры, и мы — приматы. Научное предположение, будто жизнь зародилась не в морской воде, а в глиняной жиже на суше, появилось тридцать лет назад. Гипотезу тогда не поддержали, но в наши дни английские и американ

ские биофизики опытным путём доказали: в легендах о создании человека из глины есть рациональное зерно. Бурное развитие первых одноклеточных совпадает со временем, когда на поверхности планеты появились огромные массы глины и увеличились объёмы кислорода. Ныне в глине обнаружены элементы, способствующие образованию клеточных

мембран в первичной протоплазме. Именно мембраны содержат код организма — РНК, признанный основой биологической жизни. Таким образом, полужидкая глина может служить катализатором реакций, приводящих к образованию живой органической массы.

Герман МАЛИНИЧЕВ, инженер

ОГНИ НА БАШНЯХ КРЕМЛЯ

На картинах, изображающих коронации русских царей в Москве, можно увидеть светящуюся снизу доверху Арсенальную башню Кремля. Как же удавалось её так эффектно иллюминировать, ведь тогда электрического освещения ещё не было?

Оказывается, башни Кремля и колокольня Ивана Ве

ликого были обшиты деревянными каркасными конструкциями с закреплёнными на них шкаликами с горючим. Рядом - мостки, с которых можно было добраться до этих сосудов для пополнения топливом и зажигания фитилей. Быстро «включить» такую иллюминацию было нелегко. Для этого все фитили соединялись друг с другом пропитанными селитрой нитями. При поджигании язычки пламени быстро обегали по нитям все фитили, поджигая их. Дальше оставалось только следить, чтобы они не гасли от ветра и дождя. Огни зажигали каждый день с наступлением темноты. По вечерам светящиеся башни выглядели феерически, но днём каркасная конструкция, напоминавшая ремонтные леса, портила вид Кремля.

Коронация Александра II в 1856 г. вошла в историю

как первая, где москвичи увидели электрическое освещение. Это были несколько мощных дуговых ламп, смонтированных в разных местах Кремля известным изобретателем, преподавателем Павловского военного училища и заведующим минной мастерской в Кронштадте А. Шпаковским.

Настоящая же электрическая иллюминация была показана Москве на коронации Александра III в 1883 г. На башнях Кремля было установлено десять «электрических солнц» — мощных прожекторов, а по стенам колокольни Ивана Великого пущены цепи из 3500 ламп, заказанных во Франции. Спроектировал иллюминацию флагманский минный офицер Баптфлота Е. Твери-тинов, а смонтировали её кронштадтские минёры, израсходовав 60 км кабеля. Для питания этой грандиоз

ной, по тем временам, системы в Москву завезли 70 локомобилей с генераторами переменного тока, установив их частью на Софийской, частью на Кремлёвской набережных. Освещение Храма Василия Блаженного и самих кремлёвских башен оставалось ещё шкапичным.

К коронации Николая II в 1896 г. рядом с Кремлём у Троицкого моста в Александровском саду построили дворцовую электростанцию. Провода с мигающими разноцветными лампочками выявляли архитектурные линии башен, дворцов и соборов. Разом включить всю эту иллюминацию на этот раз не составило труда. Это сделала юная императрица с помощью кнопки, вмонтированной в её букет.

Техническая революция!

Корней АРСЕНЬЕВ, инженер

Досье эрудита ОПЕЧАТКА FOREVER

В СССР опечатки в газетах, журналах и книгах были редкостью. Поэтому отечественный читатель оказался избалован высококачественной работой советских корректоров, и теперь он нередко возмущается большим количеством ошибок в современных изданиях. И невдомёк ему, что за гра-g ницей дело обстоит ничуть О не лучше. Мало того, с мо-^ мента появления книгопеча-t тания опечатка стала настоя-^ щим бичом полиграфии, ко-с^ торый поистине неистребим.

Вот несколько примеров, й В одной из книг итальян-g ского мыслителя эпохи Воз-^ рождения Пико делла Ми-[S рандолы, вышедшей в 1507 г., И список опечаток состоял о из 15 страниц. Но этот pell. корд продержался недолго.

В 1578 г. увидело свет знаменитое произведение Фомы Аквинского «Сумма теологии», в конце которого издатель поместил табличку с ошибками длинной в 108 страниц.

Ошибки раздражали авторов и читателей не только своим количеством, а и тем, что частенько искажали смысл слов, а иной раз и... целых книг. В 1648 г. во Франции был издан теологический труд профессора Флавини. В нём он процитировал фразу из «Евангелия» от Матфея: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь». Наборщик в типографии забыл в словах «глаз» (окуло) поставить букву «о», а корректор этого не заметил. Так глаз превратился в детородный орган, а Флавини отлучили от церкви. Напрасно он

обращался к церковникам с уверениями, что здесь нет его злого умысла, а имеет место простая опечатка, -они тут же в добавление к автору предали анафеме всех, кто имел отношение к выпуску книги: от наборщика до издателя.

Ничуть не лучше обстоит дело с ошибками за границей и сегодня. В среднем, согласно статистике, на каждой странице любого периодического издания или книги можно встретить от трёх до восьми опечаток. Абсолютный же рекорд принадлежит уважаемой британской газете «Тайме»: 22 августа 1978 г. на 19-й странице только в одной колонке обнаружилось 97 опечаток!

Как легко заметить, современные отечественные издания по количеству ошибок практически не отличаются от зарубежных. Так что

возмущаться нашим гражданам не стоит. Стремясь во всём догнать «цивилизованный» мир, надо понимать: у нас проявятся не только его плюсы, но и минусы. Иными словами, к западному уровню жизни прилагается и западный уровень опечаток!

Григорий РЫЧКОВ, инженер

1 8 2007 №08 ТМ