Техника - молодёжи 2008-04, страница 61

Техника - молодёжи 2008-04, страница 61

ЛУБ ЛЮБИТЕЛЕМ ФАНТАСТИКИ

2008 №04 ТМ

Художник Леонид Колосов

к . До сих пор поче-у/ му-то считалось, что мистическая фантастика не найдёт в нашей стране массового читателя. Но это не так, и в последние годы мы видим, как этот жанр успешно пробивает себе дорогу, преодолевая скептическое отношение издательского сообщества.

ожидании королей

мистическои фантастики

Фантастика очень многолика. Пожалуй, кое-какие поджанры в ней отличаются один от другого в той же степени, как некоторые полноправные литературные жанры. Прежде чем перейти к основной теме, начну с предисловия-примера.

Всем известны «Дозоры» Лукьяненко. Успех громаден. Но у этого автора много книг, почему же именно «Дозоры» сделали его настолько известным, что вынудили читать фантастику тех, кто её не любил? Эти книги у него самые лучшие?

Конечно, моё мнение субъективно; возможно, оно удивит самого автора. Но я уверен: если один человек думает так, найдётся масса других, кто думает очень похоже. А мнение моё таково: у Лукьяненко есть немало романов, например «Звёздная тень», «Танцы на снегу», которые по основной идее, по смыслу гораздо сильнее, глобальнее «Дозоров». Почему же не эти книги так громко «выстрелили»? Да, тут есть доля случая, немалую роль сыграла экранизация, но всё же можно заметить и некоторые закономерные предпосылки.

Основная состоит в том, что эти книги в написаны жанре мистической фантастики.

Поясню. Мистика и фантастика ужасов у нас по-прежнему в роли пасынка. Пару лет назад на Росконе (фестиваль фантастики) я слышал, как главный редактор одного из крупнейших издательств, проводя мастер-класс для начинающих писателей, посоветовал им не предлагать романы в жанре мистики. На вопрос, когда же издательство откроет подобную серию, последовал ответ: для этого должны появиться десятки авторов. Вот только как они появятся, если нельзя для начала попробовать двух-трёх?

Я не верю, что нет спроса, как утверждают некоторые. Спрос как раз есть. И ситуация на книжном рынке в этом отношении абсурдна. Для сравнения представьте продавца кроссовок. У него есть белые кроссовки, серые, розовые, салатовые, но нет чёрных. Если это толковый торговец, у него будут и чёрные, то есть всех основных цветов. Ведь есть масса людей, которые предпочитают именно чёрные кроссовки.

То же с мистикой на книжном рынке. Она, конечно, есть, но в мизерных количествах. В этом жанре работают и Головачёв, и Дивов, но это, как правило, авторы, которые давно сделали имя, а начинали вовсе не с мистики. Ирония в том, что мистика — это та часть фантастики, которая граничит с реальными жанрами. Этим я хочу сказать, что мистика бывает интересна тем, кто не воспринимает классическую фантастику, особенно космическую. То есть в потенциале этот поджанр собирает гораздо большую аудиторию, нежели научная фантастика.

Не раз, услышав, что собеседник не любит фантастику, я спрашивал его мнение о некоторых известных фильмах в жанре мистики (кино смотрят больше, нежели читают книги, и здесь закономерность выявляется быстрее), где всё происходит в наше время, в нашей реальности и лишь отдельные элементы вынуждают объявить историю фантастикой. И нередко следовал

Художник Майкл Уэлан