Техника - молодёжи 2009-02, страница 18

Техника - молодёжи 2009-02, страница 18

Из истории современности

2009 N-02 ТМ

ПУТЬ НА ДАЛЁКИЙ КОНТИНЕНТ

Владимир Викторович был подавлен горем и отошёл от дел завода. А после революции покинул Петроград, а потом и Россию. Судьба занесла его в Австралию. Как оказался он на самом «краю света», какие перипетии ему довелось пережить, выяснилось только недавно. Автору этих строк удалось узнать, что в Сиднее живет племянник авиатора, инженер Юрий Георгиевич Слюсаренко. Завязалась переписка, и прояснилось многое.

Отец Юрия Георгиевича, Георгий Викторович, - родной брат Владимира Слюсаренко тоже был лётчиком. После октябрьского переворота служить новому строю братья Слюсаренко не пожелали и потому оказались в Архангельске, в британском экспедиционном корпусе.

Обратного хода не было. Из Архангельска по северным морям и Оби братья попали в Омск. Оттуда вместе с отступающей армией Колчака добрались до Маньчжурии и осели в Харбине.

Владимир Викторович женился вторично на Клавдии Васильевне, к авиации никакого отношения не имевшей. В Харбине они прожили всего несколько лет и затем уехали в Австралию в поисках лучшей доли. Удалось ли найти её там, трудно сказать.

Поселились они в Сандгэйте, пригороде Брисбена, крупного портового города на восточном побережье Австралии. Владимир Викторович начал работать механиком по ремонту автомобилей в частном гараже «Матильда» па улице Райнбоу. Благо oei имел не только инженерный диплом, но и немалый опыт в обслуживании моторов. Позже он выкупил эту мастерскую и стал сё владельцем.

«МИСС САНДГЭЙТ»

Казалось, что с авиацией ему придётся распрощаться навсегда. По нет, не мог Билл Слюсар, как называли Владимира Слюсаренко в Австралии, жить без любимого дела, без полётов. В 1927 г. он проектирует и строит авиетку - небольшой одноместный самолёт. В честь городка, в котором жил, Слюсаренко назвал её «Мисс Сандгэйт». На этом самодельном аэроплане он летал долго, пока позволяло здоровье.

Братья Слюсаренко не виделись более 30 лет, и только в 1959 г. встретились снова. Георгий Викторович вместе со своей семьей тоже эмигрировал из Китая в Австралию. Местом жительства выбрали Садней, расположенный в семистах километрах от Брисбена. В авиацию Георгий Викторович больше не вернулся, работал инженером-теплотехником в проектной организации.

В 1961 г. исполнилось 50 лет, как состоялся первый перелёт Петербург -Москва. Журнал «Огонёк» опубликовал очерк об этом событии. Спустя

Авиетка «Мисс Сандгэйт» рядом с пассажирским самолётом

и его супруги на кладбище "Маунт Граватт» в Брисбене

некоторое время в редакцию журнала пришло письмо из Австралии, от В.В. Слюсаренко. Старый авиатор (ему было тогда уже за семьдесят) благодарил за память о тех, кто имел отношен не к зарождению русской авиации, о её пионерах. «Спасибо за то, что в век спутников Вы вспомнили о нас - стариках, - писал он. - Не знаю, жив ли ещё кто-нибудь из участников перелёта, но за всех живых и мёртвых я шлю Вам моё искреннее спасибо».

ВОЗРОЖДЁННЫЙ РАРИТЕТ

В связи с юбилеем перелёта Владимир Слюсаренко хотел приехать на родину, хотел рассказать о пережитом на заре авиации. Просил он только

об одном - оплатить ему дорогу туда и обратно. Для него, небогатого и старого человека, это было важно. Просьбу советские власти сочли неприемлемой и ответили отказом.

Последние годы жизни супруги Слюсаренко провели в доме престарелых. Им требовался ежедневный уход, а своих детей у них не было. К слову сказать, единственный сын Владимира Викторовича и Лидии Виссарионовны Игорь, оставшийся в России у бабушки, погиб в 1942 г. обороняя Москву от немцев.

Умер Владимир Викторович в 1969 г. в возрасте 80 лет. Клавдия Васильевна пережила его на четыре года.

Любопытна судьба самолёта, построенного Слюсаренко. В начале 60-х гг. Владимир Викторович продал свою авиетку некоему Кеву Вильсону, и много лет она простояла у нового владельца, постепенно ветшая. Уже после смерти Слюсаренко друг Кева Лен Нил увидел старую машину и предложил восстановить её.

Потребовалось пять лет упорного труда для того, чтобы «Мисс Сандгэйт» снова смогла подняться в небо. Самолёт летает до сих пор. И это -лучшая память о его конструкторе, русском летчике с австралийской судьбой. □

Геннадий Черненко