Техника - молодёжи 2009-02, страница 64

Техника - молодёжи 2009-02, страница 64

Неизвестное об известном

ФАКТЫ О 1812 г.

Приступая к серии своих знаменитых картин о войне 1612 г, Василий ВЕРЕЩАГИН (1842-1904) сделал для себя сжатый перечень тогдашних событий без анализа, без объяснений и истолкований -только факты. Читаешь этот список - и начинаешь по-новому смотреть на некоторые события той великой войны.

- Перед нападением на Россию Наполеон собирал сведения о пугачёвском бунте, изучал воззвания Пугачёва к народу, призывал татар к восстанию, чтобы оказать давление на русское правительство. Для подрыва российской экономики французы напечатали 100 миллионов фальшивых рублей,

- «Когда дело идёт о спасении России, - сказал Барклай де Толли, - Москва тоже, что и всякий другой русский город». Москву не оставили, а просто бросили на разграбление врагу, Из неё не вывезли даже арсенал. Никогда взятые города не подверга

лись таким поруганиям, как Москва. Тем не менее, когда Кутузову доложили, что противник уже входит в город, он сказал: «Слава Богу! Это последнее их торжество!»

- Русские удивлялись беспечности французов перед надвигающейся зимой. Французские художники изображали Наполеона в зимней России в сером пальто или

короткой шубке нараспашку, треуголке и в тонких сапогах. В действительности он был в длинной собольей шубе, меховой шапке с наушниками и тёплых сапогах.

- Православные церкви по всему пути французской армии были обращены в ко

нюшни. У стен Успенского собора в Кремле стояли горны, в которых переплавляли церковную утварь и оклады. Всего было получено 325 пудов серебра и 18 пудов золота.

- Солдаты наполеоновских союзников - баварцы и вюр-тембержцы - бесчинствовали в Москве больше, чем собственно французы. Они первыми начали раскапывать могилы и обирать мёртвых. Солдатня вскрыла захоронения в Архангельском соборе и перерыла кости всех русских царей в надежде найти сокровища. Унтер-офицеры имели право забирать у солдат пятую часть награбленного. Генералы приказывали солдатам сносить к ним награбленное и выбирали что понравится. Генерал Даву сказал: «Как только эта армия повернётся к Франции - её не удержать: каждый солдат, нагруженный добычей, побежит домой ТОРГОВАТЬ!

- В русской Главной квартире были агенты Наполеона. Почему-то эти факты не только не расследовались, но бы

ли скрыты, расправы с изменниками не последовало... Среди русских дворян готовность служить Наполеону проявили единицы.Хуже всех показали себя купцы м разночинцы: многие московские купеческие состояния основаны на распродаже французских медных запасов на Никольской улице. Духовенство в целом вело себя достойно. Епископ Варлаам был едва ли не единственным, кто присягнул Наполеону и поминал его в церквах вместо императора Александра.

- Раввин, причитающий около горевшей синагоги, увидев французских офицеров, сразу успокоился и осведомился, нет ли у них чего-нибудь обменять или продать?

- Когда отступали русские, вдоль дорог не было ни брошенных повозок, ни мёртвых лошадей, ни отсталых, ни перебежчиков. Отступавшие французы варили и ели лошадиную кровь. Когда Наполеон понял, что отступать придётся по разорённой Смоленской дороге, он упал в продолжительный обморок.

ЦАРСКОЕ ОТРОДЬЕ

Недавно, листая сборник «Декабристы», я случайно обратил внимание на мелькнувшую в тексте фамилию: Бобринский. «Надо же, -подумал я. - Какое отношение может иметь к декабристам однофамилец побочного сына Екатерины li от её фаворита Григория Орлова?»

Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что речь идёт ни о каком не однофамильце, а о настоящем родном внуке императрицы Василии Алексеевиче Бобринском (1804-1874), корнете лейб-гвардии Гусарского полка, члене Южного общества и двоюродном брате императоров Алек-g сандра I и Николая I.

У вздорного, невосдер-| женного, драчливого импе-S ратрицына сынка Алексея Ч Бобринского, как у крестья-^ нина в «Коньке-Горбунке", g. было три сына, И так же, как у него: старший умный был детина, средний, естествен-g но, так и сяк, младший же и вовсе был., не будем гово-о рить, кто... Достаточно ска-о. зать, что старший Алексей

Алексеевич (1800-1898) -пионер русского сахарного производства и инициатор русского железнодорожного дела. Именно он, а не австриец Герстнер построил первую в России Царскосельскую железную дорогу и стал заводилой в прокладке знаменитой Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом. Его сын Владимир и племянник Алексей были в разное время министрами путей сообщения. Его заслуги перед Российскими железными дорогами были увековечены памятником, поставленным в 1874 г. в Киеве на собранные по подписке деньги. (После революции на постаменте этого памятника была установлена статуя революционера Николая Щорса!)

А младший брат Василий?

Во время восстания на Сенатской площади он находился за границей. Как царского кузена его не стали арестовывать, но установили над ним секретный надзор. Судьба подельников, похоже, ничему не научила царского внучка, прославившегося нелепым скандалом

в Московском художественном обществе в 1857 г. Когда на совете общества зашёл разговор о злоупотреблениях в управлении железных дорог, граф Василий Бобринский громогласно сказал: «А! Грабить - это по-русски!». «Почему же по-русски, граф? - возразил ему член совета, профессор Московского университета С.Шевы-рёв (1806-1864). - Злоупотребления бывают и у других просвещённых народов».

- Уж и не защищайте! -закричал Бобринский. - Всё русское мерзко. Имя русского стало скверно!

- Прискорбно слышать, как русский граф так открыто поносит имя русского человека.

Разгорелся спор, перешедший в скандал. Кончилось тем, что Бобринский вызвал Шевырёва на дуэль, тот отказался, началась потасовка, в ходе которой профессор влепил графу пощёчину, а тот ткнул его пару раз кулаком... Дело кончилось тем, что Шевырёва отправили в отставку и его блестящая карьера рухнула: он умер в ненавистном

ему Париже в 1864 г. А драчливого графа сослали в его тульские имения без права появляться в столицах, он пережил своего идейного врага на десять лет и одно время избирался тульским губернским предводителем дворянства...

Странный, фантастический финал для внука императрицы и одновременно декабриста-заговорщика. Видно, прав был некий свет

ский острослов, сказавший о декабристах: французские мещане мечтали о том, чтобы стать после революции вельможами, а русские вельможи, наоборот, мечтали стать мещанами!

Иван Прядильщиков

62