Техника - молодёжи 2009-05, страница 44

Техника - молодёжи 2009-05, страница 44

Наши авторы

2009 №05 ТМ

ВЛАДИМИР ПЛУЖНИКОВ:

Ц ■ pf. ■ * А , *

г Ц. ' \) ' VkM " ■ - ' '

«ТМ» приучила думать дерзка

и

В декабре 2008 г. одному из наших старейших авторов В.И.Плужникову была присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области культуры. Это стало большим событием для него, для коллектива нашей редакции и поводом вспомнить, как Владимир Иванович пришёл в «ТМ».

В это трудно поверить, но «Техника - молодёжи» была первым журналом в моей жизни. Читать я научился к четырём годам. Жили мы тогда с родителями в Томске. «Техника — молодёжи» требовала от читателя немалой интеллектуальной подготовки, которой у меня, конечно, не было. Журнальные страницы в суровые военные годы были заполнены текстами и эффектными акварелями, вселявшими веру в победу. Тёмно-коричневая и тёмно-зелёная печать картинок и текста усугубляла общий серьёзный настрой издания. От этого журнал казался читателю-малолетке более строгим, чем двухцветные брошюры с приказами Сталина или книжка с изображением колхозницы, зарубившей полицая колуном. Листая журнал, я зачитывался короткими заметками, обычно располагавшимися рядом с комичной худощавой фигуркой всклокоченного учёного. Его кудри сливались в имя «Арксинус». Это был сквозной персонаж, которого в 1950-е гг. вытеснили крепыш-оптимист Бип-Бип и несуразный интеллигент Любознай-кин. Для меня с новыми персонажами меньше, чем с Арксинусом, ассоциировалась неторопливая ироничная пытливость. Её журнал сберёг в новых жанрах — например в рубрике «Клуб». До сих пор считаю роковой случайностью свой приход в редакцию 47 лет назад. К тому времени я стал дипломированным историком архитектуры,

а сверх того окончил курсы карикатуристов при «Крокодиле». Привёл меня в «Технику — молодёжи» элегантный художник-график Виулен Кара-бут, к сожалению, рано ушедший из жизни. С ним мы обмеряли единственную в России земляную тюрьму для медленного изничтожения старообрядцев, устроенную никонианами в 1660-е или в 1670-е гг. недалеко от Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово под Рязанью. Первым, а затем и самым частым текстовым заказчиком моих несерьёзных рисунков в «Технике — молодёжи» стал Герман Смирнов, человек смелого и страстного ума, склонный к неожиданным, резким и широкомасштабным суждениям. Как и другие люди, привлекавшие моё внимание в этом журнале и за его пределами, Герман не довольствовался одной лишь дипломной профессией. Та же черта выделялась в натуре художественного редактора»ТМ» — Николая Вечканова, замечательного рукодела-интеллигента, оптимально соединившего две свои исходные национальности — армянскую и финскую. Я преклонялся перед художниками-виртуозами Робертом Авотиным и Михаилом Петровским, не обольщаясь насчёт собственных рисовальных возможностей. А Смирнов и Вечка-нов давали свободу в экспериментах и даже поощряли их. Вечканов, оформлявший до 1965 г. Международные

Владимир Иванович Плужников родился в 1938 г., в 1960-м закончил МГУ по специальности «историк искусства», а потом трёхгодичные курсы карикатуристов при журнале «Крокодил». С 1959 г. работал в Научно-методическом совете по охране памятников культуры при Президиуме Академии наук СССР. Слета 1970 г. по настоящее время - состоит в штате Отдела Свода памятников художественной культуры народов России. Защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре русских церквей XVIII в. Был составителем первых каталогов памятников архитектуры в Орловской и Смоленской областях, выпустил том Свода памятников архитектуры и монументального искусства по Смоленской области. С 1996 г. руководит Центром.- , .„ентации наследия (подразделение Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва). В 1997-м избран профессором Академии реставрации журналом «Техника - молодёжи» регулярно сотрудничает как художник и автор статей с 1962 г.

42