Техника - молодёжи 2010-08, страница 5АндрейМолодкин. Новый Дрхитектон (2010). Прозрачные трубки, наполненные сырой нефтью, неоновые лампы щались в один ряд под углом друг к другу и поэтому могли заезжать в гараж без использования заднего хода. Но на этом инновации не заканчивались. Косоугольная форма гаража явилась следствием необычной планировки, воплощённой инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым (см. ТМ № 5/1939 и ТМ № 11/1999), который создал трехнеф-ное пространство с помощью 18 тонких колонн и минимума металлических конструкций, несущих крышу гаража. * * * Экспозиция в «Гараже», как и Вселенная великих утопистов Циолковского, Малевича, Татлина, начиналась с «Большого взрывам — инсталляции «Тишина» Петра Белого. Малевич был представлен на выставке, правда, не «Будущими нла-нитами (домами) землянитов (людей)», а «Супрематической композицией с чёрным крестом». Татлин же присутствовал виртуально, благодаря эксплуатации идеи придуманного им «Памятника Третьему Интернационалу» многими участниками выставки. «Памятник», оставшийся одной из самых известных российских утоний, являл собой гигантскую конструкцию из металлических балок и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объёмов. Её планировали возвести в Питере, где она затмила бы все существовавшие высотные сооружения — примерно как башня «Газпрома» на Охте. Спиральная форма «Башни Татлина» отразилась и в представленных на выставке «Зиккурате» Николая Полие-ского, и в инсталляции «Небесная лестница и Эфирный остров» Игоря Мака-ревичаи Елены Елагиной. И.Макаревич в числе своих идейных вдохновителей упомянул еще и К.Э. Циолковского, который «Эфирным островом» называл Вселенную, и в этом заключался главный парадокс выставки. Циолковский и «Башня Татлина» смотрели вперёд, в будущее; участники же оглядывались назад, на «Башню». Даже самая технологически актуальная инсталляция «3G International» группы 4Электробутик»; использовавшая американский подарок Дмитрию Медведеву в качестве основы татл и не ко-вавилонской башни, в конечном итоге представляла собой отражение уже существующего, к тому же не в России придуманного дизайна. Один из участников «Электробутика» Алексей Шульгин, выпускник Института стали и сплавов, в интервью заметил, что символы современного ко не ьга мери зма, к которым относится и iPlione, воплощают в себе одну из главных идей авангарда: искусство должно войти в жизнь обычных людей. «Поэтому», — продолжал художник, «в эпоху интернета любые авангардные идеи моментально абсорбируются в пространство креативного капитализма. Соответственно художники должны реапроприироватъ эти идеи, то есть запускать обратный процесс». Но если наш «креативный капитализм» в Сколково пока ещё находится в экстремальном состоянии физического вакуума, предшествовавшего «Большому взрыву», то у кого же художникам «реапроприироаать» идеи? Вот искусство и отражает жизнь, даже в утопиях. Видеоинсталляция Ольги Чернышевой «Clippings» использовала 24 весьма громоздких (по нынешним меркам) плазменных экранов Samsung — так сказать, российская «Футурология» па корейской подложке... Другие же видеоинсталляции смотрелись не очень убедительно — и с точки зрения использования (вернее, неиспользования) современного программного обеспечения, и с точки зрения самого «железа». 11а в ы ставке электронного оборудования, проходившей в Тайване в то же время, что и «Футурология»;, посетители увидели коммерческий образец телевизора, показывавшего движущиеся лазерные голограммы. У пас же, в год 50-летия лазера, большинство участников выставки, похоже, «страшно далеки» не только от народа, но и от техники вообще. Дело, впрочем, не только в технике. Конечно, хорошо было бы нашим аван- Наталья Стручкова. Футураша №7 (2003-2004). Холст, акрил |