Техника - молодёжи 2010-08, страница 7шинами и геометрически правильными стеклянными мостовыми и зданиями. За жителями Океании в книге Джорджа Оруэлла «1984» наблюдают интерактивные телеэкраны. А любителям развлечений в «Прекрасном новом мире» Олдоса Хаксли предлагаются органы запахов и кинотеатры с тактильными ощущениями — тоже своего рода интерактивный медиум. Наше же настоящее с самособирающимися микророботами, синтетическими бактериями и кротовыми дырами во времени и пространстве, казалось бы, должно было представить необъятное поле для фантазий художников, многие из которых, кстати, получили техническое образование. Вместо этого получилось в лучшем случае «о чём увижу, про то пою». Причём вижу то, что сделали другие в прошлом, а пою, аккомпанируя себе не на синтезаторе Курцвайля последней модели, а на комузе, точнее, варгане, раз уж речь идёт о русских утопиях. Спираль, уходящая в небо, переворачивается с ног на голову и становится водоворотом, засасывающим в бездну (Этот образ, кстати, ни одному из антиутопистов на выставке в голову не пришёл.) Впрочем, технический «бэкграунд» пригодился некоторым авторам. Андрей Молодкип, например, создал «Новый архитектон» из флуоресцентных светящихся трубок, которые чередуются с трубками, заполненными нефтью. «Ар-хитектон» похож на логотип компании «Роснефть» или на наполненный нефтью Кремль, хотя один критик увидел в работе «поразительное сходство с планом Дворца искусств» архитектора-авангардиста Якова Чернихова. Критик, конечно, хотел похвалить художника, поскольку посчитал такое сходство разработкой «визионерского наследия авангарда». Но получился-то опять взгляд в прошлое, на Чернихова. При чём тут футурология? Если уж совсем придираться, то и материалы устарели. В парижской мастерской, где, согласно справке, работает художник, на потолке горят неоновые лампы, но в своих работах он по старинке люминесцентными пользуется. А ведь с 2012 г. вся страна вместе с Европой переходит на светодиодные лампы. Может, стоит включить А.Молодкина в программу репатриации отечественных учёных, чтобы он вернулся и воочию русские утопии увидел? «Мега-Сити» — японские пирамиды будущего Если же говорить серьёзно, то и художников, и инноваторов губит одно — отсутствие пиара. Взять тех же архитекторов-мостостроителей. Почему о японских м era-пирам идах знает весь мир, а о наших мега-мостах — только кураторы выставки? Выл бы надлежащий пиар, глядишь, «Роснано» или ещё какая-нибудь государственная корпорация узнала бы, что, например, Илья Талонов и Кирилл Котешов используют в своих живописных работах .„.наночастицы углерода. Ну, не наночастицы, а изобретённый ими «Кузбасс-лак», в основе которого лежит угольная пыль — какая разница, сами же изобрели. Значит, инноваторы! Вот' здесь-то и может пригодиться «Гараж». Чем больше будет таких выставок, чем лучше они будут освещаться в СМИ, тем больше шансов, что художники и спонсоры найдут друг друга. А к ним, глядишь, и изобретатели подтянутся. В прошлом году на конкурсе «гаражных изобретений» в США первый приз получило придуманпное студентом «Шестое чувство». Устройство позволяет создавать, например, изображение клавиатуры телефона на любой поверхности и набирать номер «нажатием» несуществующих кнопок или же вызывать «из воздуха» фотографию в газете — примерно как Том Круз в фильме «Особое мнение». Вот вам и медиа-арт будущего, a ire заскорузлый видеопроектор с устаревшим компьютером. Конечно, гаражи у наших художников появились совсем недавно, а у многих их до сих пор нет. Видимо, «Гараж» Обледенение Архитекторов. «Мост через Берингов пролив». ЗО-модель. (См. с. 31.) это тоже понимает, поскольку проводит бесплатные семинары, в том числе и по мультимедийным видам искусства, а также организует детские художественные программы. И дети, не отягощенные наследием прошлого, смотрят в будущее. Об этом свидетельствует «Город утопий», созданный юными «гаражанами» к Дню защиты детей. В нём все футуристические арт-объекты — будь то предметы из одноразовой посуды, проволоки и цвет-ногоскотча или «Чудо-дерево» из часов — были жизнерадостны, как Солнечный город Кампанеллы и Носова. В свое время гаражные эксперименты Хьюлетта и Паккарда привели к зарождению Кремниевой долины. Может из «Гаража» Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича новые Татлины и Циолковские выйдут? Ш Сергей ДАНИЛОВ, наш специальный корреспондент Редакция благодарит Центр современной культуры «Гараж», Юлию АКСЁНОВУ и Дарью БЕГЛОВУ за помощь в подготовке материала и предоставленные фото. www. tec hnlcarnolodezhUu |