Техника - молодёжи 2010-09, страница 50

Техника - молодёжи 2010-09, страница 50

Антология таинственных случаев

2010 №09 ТМ

Японский истребитель Мицубиси Д6М2 на аэродроме в Рабауле в 1942 г.

Быть агрессивным и стойким!

Наш комментарий

Надо сказать, что Сабуро Сакаи повезло — крупнокалиберные пули угодили в Него, видимо, после того, как отскочили от стального фонаря кабины, потеряв скорость и убойную силу. Да, его самолёт был повреждён, но не горел, двигатель и рули работали, а лётчик, если терял сознание, то на мгновения, и вновь был в состоянии управлять истребителем. Сказались отменное здоровье Сакаи, солидный лётный опыт и физическая подготовка, которую он получил в учебном центре, где готовили лётчиков для морской авиации. Туда Сакаи приняли в 1937 г.

Спустя 20 лет он опубликовал воспоминания «Самурай!» - название намекало на его принадлежность к этому сословию, которое восходит к XVI в. В них он привёл обращение одного из инструкторов к прибывшим в центр новобранцам: «Лётчик-истребитель всегда должен быть агрессивным и стойким, Здесь вы должны развить эти качества».

Пожалуй, в японских лётных школах велась самая серьёзная и вместе с тем суровая подготовка будущих пилотов. Они изучали устройство своих и чужих самолётов, штурманское дело, приёмы воздушного боя, учились пилотировать. Однако наставники не забывали и о воспитании у них бойцовских качеств.

Все начиналось со своеобразной фильтрации кандидатов в курсанты. Инструктор вызывал на борцовский ковёр двоих и приказывал помериться силами. Победителя отпускали, а побеждённый вступал в схватку с другим противником, проиграв и ему — со следующим и так далее и заканчивал испытание изрядно помятым, крепко побитым и подлежащим отсеву. И это не всё,

«Одним из самых неприятных испытании был железный шест, па который нас заставляли карабкаться — писал Сакаи. — Па вершине шеста мы должны были повиснуть па одной руке. Кто не мог так провисеть 10 мин, снова и слова отправлялся па шест. В конце обучения курсанты могли провисеть таким образом от 15 до 20 мин».

Инструкторы утверждали, что «каждый военнослужащий императорского флота должен уметь плавать». А если не умел, то учили его. «Методика обучения была предельно проста — курсанта обвязывали верёвкой и выталкивали в море, чтобы он плыл или тонул».

«Мы прыгали с подкидной доски сотни раз, чтобы улучшить чувство равновесия. Это должно было помочь управлять истребителем при выполнении фигур высшего пилотажа. Как только мы освоились с доской, нам приказали прыгать с вышки на твёрдую землю, делая 2-3 сальто и

приземляясь на ноги. Разумеется, кое-кто ошибался, и это приводило к роковым последствиям».

«Акробатика составляла важную часть нашей физической подготовки. Хождение на руках считалось делом совершенно обычным. Нам приходилось учиться стоять на голове, сначала по 5 мин, потом по 10. Я сумел установить личный рекорд стояния на голове — 20 мин. Конечно, эти цирковые трюки были далеко не единственными, которые позволяли нам развить удивительное чувство равновесия и мышечной координации. Эти качества позднее многим не раз спасали жизнь».

«Одним из наших любимых состязаний было попытаться увидеть некоторые яркие звёзды днём. Для этого нужно обладать исключительно острым зрением, которое мы тренировали часами, всматриваясь в небо сквозь длинные фанерные трубы. Наши инструкторы утешали нас тем, что заметить вражеский истребитель с расстояния в несколько тысяч метров ничуть не легче, а пилот, который первым обнаружит противника, получит в бою решающее преимущество».

Итак, японских истребителей отличали отличная физическая подготовка - не хуже, чем у нынешних космонавтов и астронавтов, их самолёты, по крайней мерс, до 1942 г. зачастую превосходили то, на чем летали противники, добавим сюда их отличное умение стрелять.

Что же касается боевого духа, достаточно вспомнить «одноразовых» летчиков камикадзе, водителей управляемых торпед кайтенс и тех солдат и офицеров, которые не признали поражение своей страны в 1945 г. и вышли из джунглей островов Тихого океана лишь в 60 — 70-е гг.

Впрочем, вернёмся к случаю с С. Сакаи. Был ли он единственным в своём роде и объясняется ли его поведение присущей самураям склонностью к подвигам? Оказывается, нет, воины, получившие ранения и признанные медиками инвалидами, но добровольно возвращавшиеся в строй, были не только в Японии.

В 30-е гг. английский пилот Д. Ба-дер потерпел аварию, после которой

48