Техника - молодёжи 2010-11, страница 20

Техника - молодёжи 2010-11, страница 20

Ремёсла

2010 №11 ТМ

Если рисунок перенесли иглой, то полученные точки можно сразу заполнить краской - - типографской, масляной или тушью. Некоторые виды туши оставляют на кости пятна, вначале лучше сделать пробник. На Чукотке используют мягкие цветные карандаши. Для работы с краской используют керны (6). Остро отточенный керн надо один раз провести вертикально по оселку, чтобы площадка его стала плоской, потом слегка заполировать края, чтобы на острие получился шарик. Один керн нужно сделать с шариком покрупнее, для прохождения контурных линий и формирования густой тонировки, а один керн с шариком поменьше, для лёгких светотеней. Для изменения размера точки, оставленной керном, можно варьировать и весом молотка. Понятно, что от количества набитых точек па единицу площади и их размера будет зависеть насыщенность тонировки. Керн может быть треугольный или ромбовидный и, соответственно, давать точку нужной формы.

После нанесения контура будущего рисунка начинается его светотеневая разработка. Здесь уже каждый художник решает поставленные задачи самостоятельно — как с помощью точек, штрихов, контурных линий передать объём, фактуру, перспективу и т.д. Именно в этом проявляется его почерк, стиль и техника исполнения. Мне всегда нравилась манера работы Натальи Бобровской. Она очень точно уловила, что, работая выжигательным аппаратом, можно добиться «много-цветноети» рисунка, от светло-жёлтого до тёмно-коричневого, почти чёрного, цветов. Эта играна тончайших нюансах цвета напоминает работу пастелью. На Западе, особенно в Америке, очень популярно цветное скримшоу. Нанесённые на поверхность точки заполняются краской. Заполнение идёт от тёмных цветов к светлым. Краска накладывается тонкой кистью или цветными карандашами. Эта техника усиливает декоративный эффект рисунка на изделии, но здесь нельзя увлекаться и превращать скримшоу в детскую раскраску, что иногда можно увидеть в заокеанских работах. Мне больше нравятся слегка подкрашенное скримшоу, где точечная техника не забита полностью краской. Не знаю, как работают другие худож

ники, но я обычно начинаю заполнять рисунок по всей площади очень бледными точками и постепенно усиливаю цвет. Это позволяет не нагревать сильно кость на одном участке. Белый цвет самой кости остаётся нетронутым там, где должны остаться блики. Часто заполняю точками фон, что в несколько раз увеличивает время работы, но позволяет добиться большей объёмности и контрастности рисунка. Очень эффектно смотрится сочетание из почти чёрных участков рисунка с чисто белыми. Так создаётся яркое солнечное освещение. Техникой скримшоу можно передать и воздушную перспективу. Передний план самый проработанный, задний, уходящий вдаль, постепенно бледнеет. На снимках рукояти ножа «Слон», из серии «Большая африканская пятёрка», видна последовательность работы, от переноса контуров рисунка, до законченного изображения. Выжиганием нельзя добиться абсолютно чёрного цвета. Поэтому, поняв, где на рисунке будет наиболее тёмное пятно, всё остальное прорабатывается относительно этого места. На «Слоне» самый насыщенный по тону участок — это тень под левым бивнем, соответствен

но, ствол дерева, за спиной слона, не должен быть темнее, а пятна на поверхности луны должны быть светлее, чем на стволе дерева. Простые правила перспективы. Правая часть слона — ноги не просто тёмные, на них остаётся светлая полоска контрблика. Передний план рисунка самый контрастный, задний размытый и блёклый. Это я к тому, что, уткнувшись в бинокулярный микроскоп и видя перед собой небольшой участок работы, не надо забывать о цельности всего рисунка и, постоянно убирая микроскоп, рассматривать и поправлять рисунок без увеличения. Скримшоу, начав развиваться два века назад в незатейливых работах моряков-китобоев, постепенно заняло прочные позиции при создании авторских ножей и ювелирных украшений. Глядя, как активно сейчас работают мастера-оружейники в дочерней технике булино, думаю, что скримшоу ещё не достаточно полно раскрылось в авторском оружии. ИЗ

Сергей ДОЛГОВ, художник-оружейник.

Специально для « ТМ». Полностью статья опубликована в спецвыпуске журнала "Авторское холодное оружие» (www.arms-magazin.ru)

18