Техника - молодёжи 2011-02, страница 18

Техника - молодёжи 2011-02, страница 18

Историческая серия

2011 №02 ТМ

Квшкиремы и либурны

В середине V в. до н.э. Афины обладали самым большим флотом, с которым не могли соперничать другие города — государства Древней Греции. Рассчитывая на количественное и качественное превосходство флота, афиняне задумали распространить зону своего влияния и на западное Средиземноморье. Но этому воспротивились Коринф, Спарта и некоторые другие государства, началась долгая (432-402 г. до н.э.) Пелопонесская война. В 429 г. до н.э. афинские моряки дважды побеждали противников, которые к их чести сумели сделать из своих неудач правильные выводы. Коринфяне создали трирему с усиленным тараном и высокой надстройкой, с которой при абордаже на вражеский корабль перебирались вооружённые мечами и ножами воины в лёгких доспехах.

Такие корабли стали образцом для подражания. В частности, ими обзавелись сиракузцы и использовали их против афинского флота, осаждавшего их город в 414-413 гг. до н.э. Кстати, афиняне тогда впервые применили для обстрела Сиракуз увеличенные и утяжелённые стрелы с металлическими наконечниками, выпуская их из станковых арбалетов, размещённых на надстройках галер.

В конце Пелопонесской войны появились новые корабли. Ими были квадриремы (от квадро — четыре) и кинкиремы или квинкиремы («пятёрки»), Вопрос о том, как соотносились их названия с конструкцией, остаётся открытым, поскольку до наших дней дошли лишь немногочисленные их изображения и описания. По мнению историков судостроения, на триерах, они же триремы (водоизмещение 45 т, длина 25 м, ширина корпуса 4 м, позже 80-100 т, длина 40 м, ширина 6 м) гребцы располагались на трёх возвышающихся одна над другой палубах. При этом вёсла, находившиеся на «верхнем этаже», были длиннее. По другой версии, на квадриремах и квинквиремах каждым весом орудовали четверо и пятеро гребцов, что облегчало их работу и позволяло беречь силы.

На носовой надстройке крупных

боевых галер устанавливали станковые арбалеты и катапульты, из которых корабли противника поражали стрелами и глиняными сосудами с зажигательными веществами. В 406 г. до н.э. применение метательных машин обеспечило спартанскому флоту победу над афинянами при Нотии, а в следующем году и при Эгоспотомахе.

Новые орудия появились на квадриремах и квинквиремах флота Александра Македонского во время осады им Тира в 332 г. до н.э. Тогда построили корабли, оснащённые стенобитными машинами, которые подводили вплотную к укреплениям Тира, чтобы через проделанные пробоины в его стенах в город проникали войска. Кроме того, на кораблях Александра Македонского имелись палубные ката-пульты-литоболы, с помощью которых метали грубо обтёсанные камни весом от 4,5 до 42 кг.

Следующее усовершенствование корабельного оружия произвёл в 305 г. до н.э. правитель Малой Азии Деметрий Полиоркет. Для осады города Родос на одноимённом острове он собрал 200 боевых и 150 вспомогательных кораблей, привлёк владельцев торговых судов и даже пиратов. Главной силой его флота были гептеры или септиремы (от септем — семь). Их вооружение состояло из окованного бронзой тарана, приспособления для переламывания вёсел и пять катапульт. Из последних выпускали стрелы длиной 900 мм, которые на расстоянии 200 м пробивали деревянные и металлические щиты толщиной соответственно 25 и 3 мм. А над форштевнем устраивали кор-вус (ворон) — площадку со стрелой с подвешенным к ней клинообразным грузом. После тарана сброшенный «ворон» ломал палубу, борт и днище вражеского судна, а по сдвинутой на него площадке перебирались воины.

Полиоркет велел соединять бортами пару галер и устраивать на них платформу, на которой воздвигали две осадные башни с баллистами, а борта окружали заграждением с нанизанными шипами.

В начале Пунических войн с Карфагеном (265-146 гг. до н.э.) Рим располагал всего двумя десятками

трирем, а ему предстояло вести борьбу за морские просторы и перебрасывать войска в Северную Африку, ибо «Карфаген должен быть разрушен». Римляне взяли за образец хорошо зарекомендовавшие себя карфогенские суда. Основой римского флота стали квинквиремы с экипажами из 30 матросов, 120 бойцов и 270 гребцов, а главным тактическим приёмом таран с использованием корпуса. Впрочем, он отрицательно сказывался на остойчивости и от него позже отказались. Именно квинквиремы в 260 г. до н.э. решили в пользу римлян исход боя в заливе Милаццо.

Римляне приступили к постройке широкопалубных септерем со сборно-разборными башнями для стрелков, катапультами, из которых бросали камни на расстояние до 800 м и аркба-листами, «стрелявшими» гарпаксами — абордажными гарпунами. А лёгкие, скоростные и вёрткие либурны были рассчитаны на команды из 200 человек. Эти галеры хорошо показали себя в 31 г. до н.э. в битве при Акциуме, где сошлись флоты римского триумвира Октавиана, которым командовал Агриппа и морские силы его соперника за власть Антония и египетской царицы Клеопатры. 230 их квинквирем и полсотни транспортов испытывали недостаток моряков, а те, что были,— не очень рвались в бой. Агриппа же имел 260 кораблей, по большей части либурн, с прекрасно подготовленными командами.

Эти небольшие и манёвренные суда и атаковали неповоротливые корабли противника. А когда его корабли попробовали прорваться и уйти, «открыли огонь» массивными стрелами и зажигательными снарядами. Во вражеских рядах началась паника, а либурны Агриппы ринулись на абордаж. Клеопатра на большой египетской галере с казной вырвалась в открытое море, вместе с ней сумели уйти ещё около 80 кораблей Антония. Остальные предпочли сдаться. А победитель Октавиан в 27 г.н.э. стал правителем Рима и вошёл в историю как император Август...

Михаил ДМИТРИЕВ Рис. автора

16