Техника - молодёжи 2011-03, страница 66

Техника - молодёжи 2011-03, страница 66

Клуб ТМ

I 2011 N D3TM

«3

S

5

I

CQ

6 5

Однажды КОНВЕРСИЯ ПО-СТАЛИНСКИ

Зальцман

Г N

У всех у нас на памяти затяжные рассуждения в газетах и на телевидении о том, как, дескать, трудна для военных предприятий конверсия - переход с выпуска военной продукции на мирную. Но, оказывается, И.В. Сталин в своё время решил эту, как нам доказывают, головоломную проблему за полчаса. Как-то раз после войны он собрал министров военных отраслей — Паршина, Малышева, Устинова, Ванникова, Зальцмана — и сказал:

— Положите ваши мундиры в сундуки и пересыпьте их нафталином, больше они вам не понадобятся. Забудьте о пушках, танках, самолётах, которыми вы занимались во время войны. Вот вы, товарищ Паршин, займётесь теперь турбинами, компрессорами, насосами, полиграфическими и текстильными машинами. Вы, товарищ Малышев займётесь тем-то. Вы...

И так каждому он определил новую работу. Все промолчали в знак согласия. Один только Зальцман встал и сказал, что он не сумеет сразу перейти с производства танков на производство тракторов и сельскохозяйственной техники. Сталин помолчал, потом сказал:

— Я убедился в том, что

ты, Зальцман, министром быть не можешь! С этого часа ты не министр, а директор Челябинского тракторного завода...

Неизвестное об известном РЕАЛЬНО НЕ ДО ИЛЛЮЗИИ, А ДО ЖУТИ...

В 1926 г., говоря о своей малолетней внучке Марфе, A.M. Горький писал Корнею Чуковскому, что, она «занимается живописью», то есть тычет пальчиком в картины и что-то рассказывает о них на неизвестном языке. И дальше, говоря о себе в третьем лице, Алексей Максимович продолжал, что пишут картины другие люди, в частности, «Борис Григорьев, который, написав портрет Горького, придал рукам его какое-то масонское положение... и теперь здесь говорят:

— А Горький-то масон, видите?».

За шутливостью тона в этих строках чувствуется, что пролетарский писатель был серьёзно обеспокоен этими крайне нежелательными для него слухами, проливающими яркий свет на секрет его невероятных успехов в 1902-1904 гг., когда из неведомого миру провинциального писателя он за год-полтора превратился в мировую знаменитость. Без всякого Агитпропа ЦК о нём было издано тогда более 100 книг, а статья о его творчестве появлялась каж

дый день! И вот на тебе: об этой тщательно скрываемой Алексеем Максимовичем правде художник Борис Григерьев (1886-1939) прокричал на весь мир...

Сейчас можно только гадать, дошли ли до Григорьева какие-то слухи о масонстве Горького или сработало то удивительное «искусство глаза», о котором сам Борис Дмитриевич писал: «Линия самое минимальное средство в руках художника. Искусство «глаза» через неё освобождается от формы немедленно. Её творческий процесс так краток, как сама молния в сознании глаза». Именно такое мгновенное высвобождение линии и лежало ' в основе формулы его творчества: реально не до иллюзии, а реально до жути...

Возможно, такое мгновенное озарение испытал Григорьев и в декабре 1938 г. Сажая деревце на могиле своего скоропостижно скончавшегося от рака друга, блестящего русского художника А. Яковлева, Борис Дмитриевич, нагнувшись, вдруг почувствовал в теле боль. «Это, наверное рак», — сказал он жене. — Я тоже скоро умру!». И меньше чем через два месяца 53-летний художник умер от рака желудка в Ницце!

Корней АРСЕНЬЕВ

Необходимое уточнение ГОВОРИТЕ ТОЧНО: КОГО ГРАБИТЬ?

Крепко досталось Ленину от публицистов последующих эпох за пущенные им в общественный оборот крылатые слова «Экспроприация экспроприаторов», которые весьма ярко переводили с латыни как «Грабь награбленное!». А между тем это выражение придумал не Владимир Ильич, а дон

ской казак Шамов. 16 января 1918 г. на III съезде Советов он, выступая, сказал: «Мы грабим грабителей».

Этот критикуемый в либеральной прессе тезис уже через неделю был подхвачен Лениным, который стал говорить «Мы грабим награбленное». А через три месяца, выступая на заседании В ЦИК, Владимир Ильич вступился за казачину: «Как я ни присматриваюсь к лозунгу «Грабь награбленное», я не могу найти что-нибудь неправильное, если выступает на сцену история. Если мы употребляем слова экспроприация экспроприаторов, то — почему же здесь нельзя обойтись без латинских слов?».

А ведь верно: в исторической перспективе грабить грабителей, то есть помещиков и капиталистов, логичнее и справедливее, чем грабить трудящихся, то есть рабочих и крестьян.

Читая классиков

НЕРАЗМЕННАЯ КОПЕЕЧКА

Однажды мне случайно попал в руки номер дореволюционного журнала «Вестник знания», в котором один мемуарист рассказывал о трогательном случае из жизни Достоевского. Во время следствия по делу петрашевцев Фёдору Михайловичу довелось лежать в тюремном госпитале ря

Б2