Техника - молодёжи 2011-04, страница 22

Техника - молодёжи 2011-04, страница 22

Время — Пространство — Человек

12011 №04 ТМ

ка? Дойдя до Берлина и взяв его, советский народ продолжил это романтическое движение вперёд. Пассионарный рывок продолжился на ниве космоса. Прямо с последними залпами войны начались космические исследования, когда Королёв, Глушко, Черток и десятки других специалистов были откомандированы в Пене.мюнде для изучения германского опыта, в то же время в СССР с 1945 г. спешно создавались НИИ, КБ и ОКБ с космической тематикой. Более того, И.В. Сталин собирался сделать своего сына Василия, лётчика-истребителя, первым космонавтом СССР. А С.П. Королёв уже тогда задумал марсианский и другие межпланетные полёты космических кораблей с человеком на борту. Обстоятельства так сложились, что этим планам — посылкой человека в космос ещё в 1950-х гг., как и марсианской экспедиции,— не суждено было осуществиться.

Тем не менее в 1940 — 1950-е гг. было создано семейство передовых ракет от Р-1 и Р-7, последняя из которых была совершенно оригинальна, опережала и немецкий и американский опыт, на ней-то и слетал Юрий Алексеевич Гагарин в космос.

В 1940 — 1950-е гг. возникла и быстро стала развиваться советская космическая биология и медицина, которая сначала на геофизических ракетах отработала многие методики обеспечения жизнедеятельности и безопасности обитаемых космических аппаратов. Эта школа была уникальной, и целиком создана отечественными учёными, в то врем как, например, американцы пользовались услугами

интернированных немецких специалистов по космической медицине. Немцем был и руководитель медицинского обеспечения полётов США.

У истоков советской космической медико-биологической отрасли в космонавтике были В.И. Яздовский, В.В. Ларин, А.В. Лебединский и другие ведущие физиологи нашей страны. Советские космические медики работали рука об руку с С.П. Королёвым и другими космическими конструкторами. Обитаемые аппараты создавались с учётом требований биологии и физиологии человека на борту. Многое стало ясно даже до полёта Первого космонавта, и поэтому неудивительно, что дорогу в космос открыл именно советский человек. В деле обеспечения космических полётов ещё в 1940-е гг. советская наука получила такой научный задел, который ей позволил быть впереди американской биологии и медицины целые десятилетия.

Космонавтика под скальпелем скепсиса Постепенно подвиг советского майора в мире стал забываться. На первое место выдвинулся американский проект «Сатурн-Аполлон»-. Американцы, конечно, стали пиарить полёт на Луну, и никто не может осуждать их за это (хотя до сих пор подвергают сомнению, были ли они на самом деле там, или всё сняли или досняли в павильонах Голливуда). Затем и американцы отказались от лунного проекта, а наш так и не состоялся. И человечество занялось другими проблемами, связанными с катастрофами, терроризмом, помощью бедным странам, угрозой новой мировой войны и т.д.

Почтовая открытка 60-х г. прошлого века, на которой изображены первые покорители космоса Юрий Алексеевич Гагарин (справа) и Герман Степанович Титов (слева)

Пень шношш

Пг * г.

Появился скепсис по отношению к целесообразности космических исследований вообще: раздавались голоса, что у человека и на Земле достаточно дел, и незачем осуществлять дорогостоящие космические проекты. Время романтизма явно уходило из космонавтики, а обмель-чание её целей тоже не способствовало росту её авторитета.

Тем не менее человечество не может жить без великих целей. Когда-то такими целями были Великие географические открытия, затем в XIX в. вера во всесилие научно-технического прогресса, а в середине XX в., казалось, вся планета объединилась под знаком познания космоса. Что же может быть помимо этого?

Наш великий философ Николай Фёдоров предсказывал и предлагал в качестве такого «Общего дела» для человечества, которое мобилизовало бы его производительные силы, решение проблемы бессмертия. Но тогда перенаселение Земли потребует неизбежного переселения в космос, на другие планеты, в искусственные сооружения, в эфирные города и поселения. От этой идеи и отталкивался К.Э. Циолковский, позвав в космос, более того, предсказав, что первым космонавтом будет русский.

Современная космонавтика могла бы стать объединяющей, прогрессивной идеей: представляете, как сплотилось бы человечество, если бы было объявлено, что на Марс отправляется экспедиция с земным экипажем?! Вмиг были бы забыты многие, в том числе, межгосударственные распри и споры, но, увы, космонавтика сейчас на такую объединяющую человечество идею не тянет.

Поэтому феномен Юрия Алексеевича Гагарина выглядит в наше время ярким звёздным метеором на довольно мрачном небосклоне существования современной цивилизации. Он постепенно переходит в статус мифологического, лег ендарного героя, сродни героям седой древности.

Мистическая вера в бессмертие народных любимцев неистребима. Стал персонажем народных легенд и Гагарин. Постепенно его имя обрастает апокрифами, былинами, историями. Юрий Алексеевич был не Божество, а нормальный советский человек, образ светлый, но не всемогущий, звёздный и очень земной, запомнившийся многим людям и многими забытый. Так и будут теперь существовать наряду, с каноническим образом,

20