Техника - молодёжи 2011-06, страница 62

Техника - молодёжи 2011-06, страница 62

Клуб ТМ

■ 2011 №06 ТМ

Однажды ПОЧЕМУ ПАЛА РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

§

0

1

I g

та

I-

5

X <§

6 5

Во время обследования одного металлургического завода известный советский организатор ироизводстваИ.ФЛевосян, бывший тогда управляющим объединением «Спецсталь», задал директору предприятия технический вопрос, на который тот не сумел ответить. Его выручил одни из заместителей. На второй вопрос Тевосяна вместо директора также ответил другой заместитель. Тогда Тевосян вдруг спросил директора:

— Знаешь, почему погибла Римская империя?

Тот растерянно промолчал, и тогда управляющий разъяснил ему, как всё произошло:

— Римская империя процветала, благодаря наместникам, которые неусыпно блюли её боевую и экономическую мощь. Но потом наместники обленились, и, не утруждая себя делами, переложили всё на помощников. Позднее онн уже подписывали бумаги, подготовленные помощниками, не читая их. И это не замелило сказаться на ослаблении Рима.

Не кажется ли тебе, что ты начинаешь походить на такого наместника?

Лексикон прописных истин

ФРАЗЫ НИКОЛАЯ РЫЖОВА

Инженер, руководитель производства, член Союза писателей России Николай Рыжов — талантливый поэт, автор нескольких поэтических сборников. В одном из них — «Мои

негромкие слова» - опубликовал подборку «фраз», могущих оказаться интересными и полезными для наших читателей.

— Победить лень можно, но лень.

— Страшно подумать, что начнётся, если правда восторжествует.

— Чем быстрее растём, тем быстрее мельчаем.

— Аморально устойчивый.

— Если бутылка не сдаётся, её уничтожают.

— Старый мошенник молодому: Ничего не бойся! Самое страшное — жить честно!

— Лосось: Что наша жизнь? Икра...

— Иногда место в тени и есть место под солнцем.

— Влюбляются без ума Отсюда разводы, когда ум возвращается.

— Если слушать голос разума, люди перестанут рождаться.

— Многие статьи написаны на заказ. Истор! 1я государства— это очень большая статья.

— Сколько гадостей про «лампочку Ильича» написано при её свете.

— У волков волчьи законы, зато — действующие.

« СТРАСТИ ПО...» ИЛИ « СТРАСТИ ВОКРУГ...» ?

«Страсти по...» — уже примелькавшееся словосочетание, охотно применяемое нашими газетчиками в разных случаях, сплошь и рядом ни к селу, ни к городу. Вот лишь некоторые из бесчисленных примеров, взятые из периодических изданий: «Страсти по Нобелю», «Страсти по Конституции»,

«Страсти по власти», «Страсти по Монике и Биллу», «Страсти по школьной программе», «Страсти по президенту», «Страсти по панели», «Страсти по иномарке», «Страсти по стриптизу», «Большие страсти по маленьким компаниям», «Страсти по пятой графе», «Страсти по акулам», «Страсти по магистрали»...

Афиши 90-х в России взялись заманивать публику на спектакли театров «Страсти по Бумбарашу», «Страсти по Митрофану», «Страсти по Торчалову», на конференцию «Страсти по авангарду»...

Что означают сии выражения? Судя по контексту — вскипание и бурление страстей вокруг чего-то или кого-то — вот и вся недолга. Страсти же сами по себе — тут просто весьма сильные чувства.

Перед нами курьёзный, но, увы, нередюш в журналистике результат путаницы. Как всё получилось?

В церковной музыке известны так называемые пассивны — страсти — творения на тему о страстях, то есть страданиях Иисуса Христа, испытавшего нестерпимые крестные муки, а перед казнью — пыткп бичеванием, увенчанием колючими терниями, всяческие издевательства.

И.С. Бах, например, сочинил «Страсти по Иоанну», «Страсти по Луке», «Страсти по Марку», «Страсти по Матфею» для хора и солиста с оркестром. Вы узнали имена четырёх апостолов-евангелис-тов. «Страсти по Иоанну» или «по Матфею» — это отнюдь не шумиха-свистопляска вокруг Иоанна или Матфея. И не ка-кие-нибудь девичьи переживания с воздыханиями — вроде «саратовских страданий» — по Иоанну или Матфею. «Страсти по Иоанну» суть не что иное, как изображённые композитором и либреттистом Христовы страдания по — то

есть согласно — Евангелию от Иоанна. Иначе говоря — страдания по описанию того или иного евангелиста Сравним с похожей формулировкой: таковы исторические события по — согласно — Карамзину или Соловьёву, Ключевскому и т.д.

В этом смысле «страсти по президенту», «страсти по Митрофану» и прочие стилистические изыски того же пошиба звучат нелепо: речь-де пойдёт о чьих-то страданиях по рассказам президента, Митрофанушки и т.п. Что до «страстей по стриптизу», «по панели», «по иномарке», «по пятой графе», «по школьной программе», то здесь и подавно околёсица.

И, напротив, безупречно грамотны заголовки: «Страсти вокруг иранской АЭС», «Армения: страсти вокруг парламента», «Страсти вокруг Эймсов». Тут всё проще, без претенциозности, зато чётко и понятно.

Лев БОБРОВ

Досье эрудита ОБОСНОВАНИЕ? МНЕНИЕ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК Я!

Как-то, едучи в троллейбусе, почему-то вспомнил слова апостола Павла: мы отчасти знаем, а отчасти пророчествуем. И это — глубокая мысль. С одной стороны — всезнайка, ничего не предугадывающий п не понимающий. С другой — фантазёр и брехун. Так вот не есть ли гений 50% знания п 50% пророчества? Ведь в этом случае у него достаточно знаний, чтобы обосновать свои пророчества. А это — необходимое условие для того, чтобы произвести переворот в общественном сознании. Много лет спустя я нашёл пример, подтверждающий эту мысль. В годы войны возник острый дефицит в марганце, и тогда академик Обручев предложил поискать руды в некоторых

Б2