Техника - молодёжи 2011-07, страница 65

Техника - молодёжи 2011-07, страница 65

ТЕХНИКА - МОЛОДЁЖИ I №934 I ИЮЛЬ 2011

63

■{ циСЬЕ 3P4|j»TR)-

псковскии w

лжедимитрии iii

Вера ГЛУШКОВА

Мало кто знает, что, кроме хрестоматийных воров Лжедимитриев I и II, появившихся на Руси в 1605 и 1607 гг., был ещё и Лжедимитрий III. В июле 1611 г. после того, как в декабре предыдущего года в Калуге был умерщвлён Лжедимитрий II, этот «царь» со своим войском подошёл к Пскову в надежде покорить город и быть признанным. И только приближение шведских войск заставило его уйти от стен Пскова и бежать в Ивангород.

Кэтому времени псковичи устали от покушений на их землю иностранных недругов и потенциально даже были готовы отдаться во власть пускай «вора», но «своего», готового защитить их. Псковичи сами послали в Ивангород гонца с вестью о готовности принять новоявленного «царя» в их городе. И 4декабря 1611 г. «царь Дмитрий Иванович», он же «псковский вор», «вор Сидорка», «царь черни Сидорка» въехал в Псков, был признан и провозглашён царём. Ник чему хорошему это не привело. Получив власть в Пскове, Лжедимитрий III обложил население тяжёлыми поборами, вершил насилие, вёл распутную жизнь. И к весне 1612 г. псковичи, полностью разочарованные в нём, были готовы восстать и низвергнуть его. Почуяв опасность, Лжедимитрий III в мае 1612 г. спешно и тайно покинул Псков, однако псковичи его поймали, до июля 1612 г. держали в тюрьме, а затем отправили в Москву. По дороге на обоз с «псковским вором» напал польский отряд А. Лисовского, завязался бой, и один из конвоиров «вора» убил его. Псковичи же в очередной раз вынуждены были признать: нечего верить очередному их «спасителю», бесполезно серьёзно воспринимать обещания благ от человека, которого реально не знаешь, не видел ни его дел, ни их результатов.

(uiitqq клогп ii/nn ь.

пи I пЯ П1 inui-MnuD W >

БЮСТ НА ОСТРОВЕ ПУТЯТИНА

Корней АРСЕНЬЕВ

В сентябре 1931 г. известный писатель М.М. Пришвин высадился на небольшой островок Путятин в 50 километрах к юго-востоку от Владивостока. От материка остров площадью 2790 га отделяет четырёхкилометровый пролив. Внимание писателя привлекла возвышающаяся над островом на 355 метров гора Старцева. На южном склоне горы Михаил Михайлович обнаружил и место захоронения человека, в честь которого она названа. «Могила раскопана, валяются кирпичи, обломки бюста», — писал Пришвин. «Кто это сделал? Зачем?» — допытывался писатель у местных жителей. Они уклонялись от ответа, и ему л ишь с большим трудом удалось установить, что сделал это студент-зоотехник, ученик знаменитого московского профессора Мантейфеля. «Юноша милого вида, — писал Пришвин, — делая это бессознательно, покормил лисиц, посмотрел оленей, делать было нечего. Вот и вздумал»...Таков был печальный финал человека, имя которого достойно украсило бы историю любого государства.

Коммерции советник, купец первой гильдии, китаевед, меценат Алексей Дмитриевич Старцев (1838-1900) появился на берегах бухты Золотой Рог в 1880-х гг., когда Владивосток был объявлен городом. Оставив в Тяньцзине несколько каменных домов, бесценную коллекцию фарфора и редчайшую коллекцию древних книг (говорили, что Лувр предлагал за неё 3 млн франков), Старцев не пожелал жить в самом городе. В1891 г. он частично купил, а частично арендовал остров Путятина и за 9 лет преобразил его. Он основал здесь имение «Родное», построил конный завод, оленеферму, кирпичный завод, фарфоровую фабрику, завёз элитные сорта овощных и фруктовых культур, развёл пчёл, шелкопряда, заложил аптекарский огород, обширные фруктовые сады, проложил железную дорогу на конной тяге.

Не скупился он и на благотворительность — финансировал строительство и содержание школ и больниц, учреждал стипендии, построил здание музея Общества изучения Амурского края, членом которого он состоял. И вся эта плодотворная деятельность пресеклась в июне 1900 г., когда 68-летнего энергичного предпринимателя сразил паралич сердца при известии о гибели его бесценных коллекций во время боксёрского восстания в Китае...

Вдова и дети Старцева продолжили его дело, но Гражданская война и интервенция погубили всё. Наследники продали и остров, и подались в Европейскую Россию. Впоследствии два сына Старцева сгинули в лагерях, один сын и дочь исчезли в Сербии, ещё одна дочь пропала без вести. Так отплатила Советская власть потомкам знаменитого революционера-де-кабриста Николая Бестужева...

Блестящий моряк, инженер-изобре-татель, художник Николай Бестужев (1791-1855) в сибирской ссылке сошёлся с дочерью пастуха-бурята, родившей ему сына и дочь. Она утонула в реке в 1851 г., а четыре года спустя ушёл из жизни и Николай Бестужев. После смерти отца Алексея усыновил купец Старцев — и в миру появился Алексей Дмитриевич Старцев, в наследство ему остался лишь железный перстень, выкованный из кандалов отца. По молодости лет отпрыск декабриста тоже увлёкся революционными идеями и сотрудничал в герценовских зарубежных изданиях, но вовремя одумался и по настоянию усыновителя занялся плодотворным трудом на благо Родины и народа. И несмотря на все трагические превратности судьбы, имя великого сибирского предпринимателя и просветителя возвращается к нам. В1989 г. усилиями обще-ственников-энтузиастов на средства, выделенные зверосовхозом «Путятинский», на месте захоронения Старцева был воздвигнут памятник. На высокой колонне вылепленный скульптором Э.Барсеговым бюст бывшего хозяина острова, некогда превратившего его в сказку.

www.technicamolodezhi.ru