Дом 2001-11, страница 12

Дом 2001-11, страница 12
В гостях

Мы шли по одной из улиц садового товарищества, разглядывая постройки, которые в общем-то ничем не отличались от множества других типовых собратьев. За заборами из штакетника - небольшие домики с двускатными или ломаными крышами, огородики с грядками, кустами смородины или крыжовника. Казалось, вряд ли мы здесь увидим что-нибудь интересное. И вдруг на пересечении двух улиц открылся бревенчатый дом - крыльцо с колоннами, балкон с узорчатыми металлическими перилами, черепица на крыше с флюгером, вензель на калитке, а за аккуратным сетчатым заборчиком -

зеленый стриженый газон, цветник, мощеные дорожки и ухоженный сад. С одной стороны - непривычно, а с другой - все естественно, гармонично и радует глаз.

Познакомились с хозяином - Виталием Викторовичем Нестеровым. Он - архитектор, сейчас на пенсии, но иногда по просьбе друзей проектирует кому - жилой дом, кому - интерьер. Был случай -проектировал магазин. Этим летом закончилось возведение церкви по проекту Виталия Викторовича. Случилось так, что они нашли друг друга - благотворитель, на чьи деньги возведен храм, и архитектор, безвозмездно и от души выполнивший проект. Долгие годы теперь будет радовать людей при

несенная им в дар красавица-церковь. Мы пили чай. а Вита". -"' Викторович рассказывал об истории свое? семь* о доме - как он строился, с какими проблем v.» пришлось столкнуться, о необычных решениях в • :-:трукции, об обустройстве участка и т.д. A петом он провел нас по дому, где все дышало уютом и спокойствием, где картины на стенах, добротная мебель и вообще вся обстановка создавали атмосферу устоявшегося размеренного быта, характерного для русских усадеб. И становилось совершенно очевидным, что не написать об этом нельзя. Виталий Викторович откликнулся на нашу просьбу

В.Амелин

В.Нестеров

В да©

Говорят, мой дом выделяется среди других построек в садовом товариществе. Думаю, это впечатление возникает не из-за каких-то особых приёмов в архитектурном решении. Скорее наоборот, в облике дома, в композиции фасадов, во внутреннем его убранстве угадываются черты традиционных русских усадеб. А ещё, быть может, играет роль ухоженность участка — аккуратные дорожки вокруг дома, зелёные стриженые газоны с цветниками, декоративным кустарником и живописно посаженными деревьями. Тут и молодые дубки, и остролистные клёны, и хвойные породы — ели обычные и голубые, пихты, сосна. И, конечно, яблони. Большие валуны посреди газонов, найденные в окрестных полях, дополняют картину рукотворной естественности этого маленького любовно создаваемого сада. И всё это взамен привычных грядок с чесноком и луком, где и цветы-то выглядят чужеродными. Мне кажется, что сад декоративный, сад для души и отдыха горожанину важнее, чем тот, где удается собрать два-три десятка килограммов нехитрых овощей.

Наш дом с первых дней его постройки был задуман как зимний. Строительство любой дачи в ту пору, а шёл 1975 год, было делом нелёгким. Участки тогда на предприятиях выделяли с учётом трудового вклада сотрудников и многих других обстоятельств. Строительных материалов не было почти никаких. Приобрести необрезные доски уже считалось большой удачей. Потому приспособились садоводы перевозить и собирать вновь кто из окрестных деревень опустевшие дома, а кто с окраин Москвы определённые под снос, но ещё крепкие бревенчатые строения. По деньгам это выходило дешевле, да и добротней, чем покупать, когда подойдёт очередь, готовые крупнощитовые или, как их окрестили в народе, "крупнощелевые" дома.

Однако таких застройщиков, а к их числу принадлежал и я, ожидали не только трудности, связанные с разборкой, погрузкой и перевозкой домов, но главное — невероятные нормативные ограничения. Нельзя было на садовых участках возводить зимние дома (в том числе из брёвен) и устанавливать печи; площадь дома с террасой не должна была превышать 25 м2, а высота его до конька — 6 м. Нельзя было иметь на участке более трёх строений, включая туалет. Не полагался даже забор между смежными участками.

Попробуй, построй в таких условиях дом своей мечты. А мечта была. И она неразрывно связана с детством, дедовским домом со старинной резной мебелью, родительской квартирой с предметами старого дореволюционного быта и, конечно же, — со студенческими годами начала пятидесятых. Тогда нас, будущих архитекторов, воспитывали на классическом архитектурном наследии Древней Греции и Рима, европейского Возрождения, русского классицизма. И уже в то время хотелось когда-нибудь построить свой дом, непременно с колоннами у входа, с балконом, с удобной резной мебелью, и чтоб стоял он далеко от города среди родной природы в окружении тенистого ухоженного сада.

Шли годы, и постепенно наперекор всему мечта воплощалась в жизнь. В конце восьмидесятых, когда были сняты многие препоны, дом был достроен с увеличением его площади вдвое. А с начала девяностых, когда мы с женой поселились и зажили за городом постоянно, дом был оборудован практически всеми видами городских удобств, и интерьеры приобрели сегодняшний вид (см. фото на с. 14-16).

Началось все с перевоза бревенчатого дома, построенного на окраине Москвы в 1940 году, а продолжено пятнадцать лет спустя, когда по соседству разобрали перекрытия кирпичного пятиэтажного здания, воз-

Дпя ограждения балкона и крыльца использованы кованые решетки, подобранные при сносе старых московских домов. Фото по стрелке А на плане

«Дом» 11 '2001 12