Дом 2001-11, страница 15

Дом 2001-11, страница 15

А вот ограждения крыльца и балкона, затейливые узоры калитки и входа в баню более древние. В прошлом эти кованые решётки составляли часть металлического кружева Москвы. Так, нижняя решётка вокруг крыльца относится к середине, а решётка над колоннадой — к концу XIX века. Отремонтированные и местами скомпонованные вновь, как в калитке с семейным вензелем, они, избежав уничтожения, обрели новую жизнь.

Материал для несущих столбов кирпичных фундаментов и заложенных в них рандбалок тоже найден при разборке старых домов. Особенно интересны рандбалки — бывшие железнодорожные рельсы с клеймами заводов г. Шеффилда 1869—71 годов. Как известно, английские города Шеффилд и Ливерпуль были в то время основными поставщиками рельсов для железных дорог России. Тридцать лет по этим рельсам ходили поезда, в 1902 году их разобрали и уложили в строительные конструкции московского жилого дома, где они прослужили ещё 90 лет, а теперь вот уже 12 лет исправно "работают" в новой части моего дома.

Повторно использованы великолепный буковый паркет и натуральная ленточная черепица. В сороковых годах немецкие военнопленные покрыли этой черепицей крыши посёлка Северный за московской кольцевой. Ей бы стоять и стоять столетия, украшая и придавая самобытный облик жилым кварталам. Но в начале семидесятых

кто-то додумался сбросить черепицу на асфальт и заменить её кровельным железом. Мы с сыном, а тогда ему было всего 12 лет, в выходные дни вывозили на самодельной тачке уцелевшее. Зато теперь, вот уже четверть века черепица украшает мой дом. И керамическая плитка с карнизом и фризом в стиле модерн обрела в моём доме свою вторую жизнь. Неискушенный взор не заподозрит, что ей минуло 90 лет.

Так по крохам и я, и повзрослевший сын воплощали в жизнь мечту. Пусть не во всём, но мне кажется, что это получилось. В архитектуре фасадов, в интерьере старался я выразить самую суть усадебного дома — семейного гнезда, где всюду — в предметах быта, в убранстве и, конечно, в книгах словно живёт душа минувших поколений и передаёт нам и нашим детям эстафету добра и чувства прекрасного.

Но пусть не подумает читатель, что в доме царствует заповедный мир прошлого. Наше стремительное время зримо заявляет о себе вторжением в традиционный бревенчатый дом и быт его обитателей новейших строительных материалов и конструкций, систем отопления и водоснабжения, средств связи и транспорта с электроникой и автоматикой. Возможно, это и есть та самая эстафета поколений. Но об этом позже.

А сейчас, читатель, всмотритесь в облик дома, изображенного на фото. Разве не веет прелестью былого от классических колонн у входа, выделяющихся белизной на фоне жёлтых стен, от просторного крыльца, балкона с ажурным кружевом старинных оград? Попутно замечу, что крыльцо обращено на север, а с запада прикрыто выступом стены. От этого всегда, за исключением раннего утра, оно находится в прохладной тени и надёжно защищено от господствующих западных ветров.

Гостиная — комната для приёма гостей и отдыха семьи. В её оформлении, как и в облике фасадов, прослеживается стиль, характерный для небольшого усадебного дома. Предметы убранства, сделанные в разное время руками мастеров разных стран, объединены в гармоничное целое и относительной близостью стилевых направле-

Кабинет. Фото по стрелке 3 на плане А

w Кабинет. Фото по стрелке И на плане

V ' I

e«lW