Юный техник - для умелых рук 1972-12, страница 6НЕОБЫЧНЫЕ ФОТОГРПФИИ Ma фотовыставках и в различных журналах иногда можно увидеть фото- нающие графику, плакат, рисунок карандашом и т. д. Изготовлены они с обычных негативов специальными способами. Воспользовавшись ими, вы сможете получить интересные и оригинальные с зиция определяется пробными отпе- изготовьте диапозитив, который затем скопируйте на контрастную фотопленку, например позитивную или фототехническую. При изготовлении дубликата негатива(контра-типа) экспозиция должна быть такой, чтобы при контрастном проявлении были видны только наиболее яркие участки. Все остальное — абсолютно прозрачное. Если же контратип получился более плотным, чем нужно, воспользуйтесь ослабителем Фармера. Затем с диапозитива при экспозиции в 10—100 раз большей сделайте второй контратип, очень плотный, но такой же контрастный, лишь самые глубокие тени — прозрачные. Теперь надо изготовить два или три контратипа, плотность которых больше, чем у первого, но меньше, чем у второго, они обеспечат получение полутонов. Готовые контратипы очень точно наложите на диапозитивы. Для этого можно воспользоваться специальными метками — например, в виде крестиков, которые делают на диапозитиве перед изготовлением с него контратипов и по которым осуществляется совмещение. Затем со всех контратипов поочередно сделайте отпечатки на контрастную или особо контрастную бумагу. Экспо ЗОГЕЛИЯ — способ графической передачи изображения, содержащего большое количество де-, черными и белы- орой вариант. С очень соч-негатива сделайте несколько по-особо контрастной бумаге (один из позитивов — очень слабый, другой — очень плотный]. С них на особо контрастной фотопленке контактным путем изготовьте негативы. Затем негативы очень точно наложите один на другой и сделайте позитив. На фотоснимке получится изображение, состоящее из нескольких серых тонов и напоминающее рисунок, выполненный кистью. Плотность тонов можно изменять, согласовывая разные по контрасту негативы экспозицию при печати. Промежуточные вы на фотобумаге надо хорошо просушивать при постоянной температуре. Размеры их должны быть одинаковыми, иначе не совместятся края изобра- Композиция фотоснимка и его художественные достоинства вашего выбора и вкуса. ОЛЯРИЗАЦИЯ (эффект Сабатье) — изображение с утрированными черными контурами и чеством деталей, что-то среднее между негати- о со снимка с хорошо проработанными деталями и силуэтами при помощи контра- Если на фотографии нет слабых промежуточных тонов, нужное изображение можно репродуцировать с хорошего глянцевого отпечатка. Для съемки используют несенсибилизированную фототехническую фотопленку, на которой одновременно делают несколько репродукций с разным временем экспонирования. Негативы проявляют до легкого почернения, видимого при красном свете. При этом светлые участки изображения должны быть тем ными, а на темных участках — преобладать белая эмульсия. Затем негативы вынимают и, дав стечь проявителю, кладут на чистое стекло эмул1 сионным слоем вверх и осторожна протирают их чистым пальцем. После этого на несколько секунд включается свет. Время этой «экспозиции» и выбор ее момента решают все. Свет должен быть очень слабым (лампа мощностью около 15 вт с абажуром на расстоянии 2 м от негатива), а время экспонирования — 4—6 сек. Рассеянный едет должен падать на негатив равномерно, чтобы не было теней или отражений. После того как свет выключен, негативы снова помещают в проявитель и оставляют до тех пор, пока изображение не покроется темно-серой вуалью-(но не черной!). Затем негативы фиксируют, промывают, осветляют в ослабителе Фармера. Печатая их на контрастном или мягком фотоматериале, можно создать несколько разных по характеру негативов. Теперь остается отпечатать на особо контрастной фотобумаге позитивы. Если негатив покрыт вуалью — значит, момент второго экспонирования выбран был рано или же экспозИ" ция была слишком большой. Ест. негатив неэффектный — значит, экспозиция была недостаточной. Если же преобладает негативное изображение — значит, слишком большой была экспозиция при репродуциро- Эффект Сабатье получают и на позитивах. Но в этом случае им трудно управлять. Многое зависит от случайностей. Вначале делают позитив на особо контрастной фотобумаге и ненадолго помещают в проявитель. Примерно через минуту его вынимают, после чего включают неяркий свет. Можно сделать несколько пробных отпечатков на одной полоске фотобумаги. Затем свет выключают и доводят проявление до конца. Если в полученном изображении преобладают белые контуры — желаемый эффект достигнут. Остальная часть изображения должна быть темной, чтобы лучше выявлять контуры. Если контуры покрыты вуалью, их 13 |