Юный техник - для умелых рук 1972-12, страница 7можно осветлить в ослабителе Фар- Может случиться и так, что позитив будет удачным, но на нем в результате обработки в фоторастворах появятся желтые пятна. В этом случае с отпечатка, предварительно высушив его, делают репродукцию. Рекомендуется использовать изопамхроматический фотоматериал и желтый светофильтр. Изготовленная таким образом копия безупречна по качеству. Но ее можно сделать еще более контрастной, подбирая соответствующую фотопленку и фотобумагу. Иногда для выразительности сюжета желательно получить на отпечатке негативное изображение. Для этого вначале изготовляют диапозитив (максимально большого формата), с которого затем и делают отпечаток на фотобумаге. m ВЕТЛОЙ ТОНАЛЬНОСТИ ПОЗИТИВ — светлые тона со слабыми тенями. Обычные сюжеты такой съемки — цветение яблонь на фоне светлого весеннего не-I I ба, освещенные солнцем 4 U J занавески, блики на бе-^ 1 лой фарфоровой посу де и т. д. Производится ома так. Вначале на полоске не слишком контрастной фотобумаги делают несколько пробных отпечатков. Определив оптимальное время экспозиции, увеличивают его ■ 1,5—2 раза. Полученное изображение проявляют в том же проявителе, что и пробные отпечатки, но разбавленном 3—6 частями воды при температуре 20° С. Не повредит и добавление в раствор 4—5 кристаллов бромистого калия на 1 л воды. Проявление в этом случае протекает медленнее. Если изображение получилось очень контрастным, подберите более мягкую фотобумагу или используйте предварительную ванну из двухромовокислого калия (0,5—1%-й водный раствор). Если экспозиция при печати оказалась слишком большой и после обычного троявления на изображении заметны емные пятна, его следует ослабить до появления на темных участках светлых тонов. Если нужный эффект достигнут, светлые участки будут как бы прозрачными, а блики — бесцветными. т ЕМНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ ПОЗИТИВ — изображение, в котором преоб- Самые темные участки изображения (прозрачные участки на негативе) — абсолютно черные, а участки с проработанными тенями мало отличаются от глубоких Изготовьте несколько пробных отпечатков и проявите их в обычном проявителе. Лучше всего они получаются на контрастной или особо контрастной фотобумаге. (Y7 il ОНТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Сначала изготовляют негатив большого формата. С него форматом 13 X 18 мм или 18 X 24 мм делают позитив на несенсибили-зированной фотопленке и проявляют ее при красном тива должна быть оди-Затем обе пленки накладывают друг на друга (подложка к под- бом изготовляют позитив на контрастном фотоматериале. На негатив должен падать направленный свет под прямым углом, а копировальная рамка должна вращаться. Для этого можно использовать обычный проигрыватель. В результате получают состоящий из контуров штриховой диапозитив, напоминающий рисунок карандашом. Линии контуров тем сильнее, чем толще подложка используемого светочувствительного материала. СЕВДОГРАВЮРА — комбинация негативного и позитивного изображения, дающая сильный графический эффект. Любые сюжеты на фо-выглядят как Получают такое изображение следующим об- С негатива контактным путем делают диа-фототехнической пленке небольшой плотности. После просушки этот диапозитив слой к слою прикладывают к негативу-оригиналу и вставляют их в пленкодержатель фотоувеличителя. Необходимо точное совпадение контуров изображений. При печати на контрастную или особо контрастную фотобумагу получают изображение, напоминающее гравюру. Если сместить во время печати оба изображения относительно друг друга, то в зависимости от степени смещения получают изображение, похожее на графическое, на плоский рельеф или чеканку. Чем больше градация негатива соответствует градации позитива, тем пластичнее изображение. Если негатив более плотный, то бражение будет более наоборот. Избегайте запыления и царапин на негативе и диапозитиве. Получить позитивное изображение, похожее на резьбу по дереву, можно и другим способом: увеличивая обычный или контрастный негатив на особо контрастной фотобумаге. После проявления и промывки негатив обрабатывают в ослабителе Фармера до тех пор, пока белые места не становятся абсолютно прозрачными относительно темных участков. Главное здесь — четкое разделение деталей изображения на черные и белые линии. Чаще всего этот способ используют при создании ппакатов, оформлении Позитив хорошего качества репродуцируется на фототехническую пленку для штриховой репродукции или позитивную фотопленку. Полученный негатив полностью проявляют. Затем с не» го снова делают позитив, но теперь уже на особо контрастной фотобумаге. Этот позитив еще раз репродуцируется на такую же фотопленку, и весь процесс повторяется до тех пор, пока на изображении не останутся только черные и белые тона без переходов. Сделав с него на особо контрастной фотобумаге позитив, вы добьетесь нужного результата. Может случиться, что на изображении будут видны лишь участки абсолютно черного цвета. Положение можно исправить, дополнительно экспонируя или ослабляя изображение на одной из стадий « го процесса. АСТРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Чтобы придать темным участкам изображения более светлую точечную фактуру, негатив увеличивают вместе с фактурным негативом, изображающим точки, структуру ткани, кожи и т. д., или же при печати на фотобумагу накладывают такого же формата фактур-Второй прием используют тогда, когда фактуру нужно придать только части изображения. Другую часть изображения покрывают шаблонами и экспонируют еще раз. Если такую фактуру необходимо придать светлым участкам изображения, то ее впечатывают при увеличении. Сначала делают штриховой точечный растр, сетку или другой фактурный негатив. Для этого нужны тушь и белый картон. Фактурный рисунок должен быть маленьким, делать его надо аккуратно. Для снимков большого формата используют фототехническую пленку, для малого формата — позитивную фотопленку. Фактуру материала можно еще больше подчеркнуть, осыпав его порошком графита. Такая фактура фотографируется на контрастную фотопленку. Можно изготовить негативы и любых других фактур: например, песка, меха, ткани типа букле и т. д. Для этого с нужной фактуры изготавливается небольшой резкий негатив. Если его впечатать в небольшой участок изображения, то, при условии правильного выбора такого участка, достигается графический эффект. Сильный эффект достигается и при впечатывании фактуры матированного стекла. Формат используемого для этого стекла должен быть несколько больше формата фотобумаги. В зависимости от фактуры стекла его накладывают при увеличении непосредственно на фотобумагу или на расстоянии нескольких миллиметров от нее. Это определяется опытным путем. Экспозиция остается той же, что и при печати без г |