Юный техник - для умелых рук 1988-02, страница 15все остальные — основные. Каждая головоломка задается одним числом в основной части таблицы, которое соответствует наименьшему числу ходов, необходимых для ее решения. Для примера возьмем число, отмеченное кружком, и от него будем двигаться влево и вверх, пропуская клетки основной части. В первой левой по ходу движения клетке проставлены правила игры (третья группа), во второй — начальная фигура (жук); в первой верхней — количество фигур, которые нужно построить (5), во второй — размер фигуры (любой), в третьей — вид фигуры (треугольник), в четвертой — номер задачи (5). Подставим наши данные в общую формулировку задачи и получим условия выбранной головоломки: из фигуры «жук», соблюдая правила игры третьей группы, требуется за четыре хода построить пять равносторонних треугольников. По правилам игры головоломки, в свою очередь, делятся на три группы: первая — за один ход можно переложить любую спичку фигуры на новое место; вторая — за один ход можно повернуть вокруг головки или торца любую спичку на любой угол в горизонтальной плоскости, третья — за один ход можно повернуть вокруг головки или торца любую спичку в любой плоскости на угол, равный 60° (рис. 4). При повороте спичка не должна задевать соседние и занимать место, в котором они расположены. Как вы заметили, все спички трех фигур — «жука», «белки» и «оленя» — лежат вдоль прямых линий, образующих решетку. Каждая ячейка имеет форму равностороннего треугольника, сторона которого чуть больше длины спички. На основе этой сетки довольно просто выкладывать фигуры трех видов: равносторонний треугольник, ромб, имеющий углы 60° и 120°, и правильный шестиугольник. Нас будут интересовать только эти фигуры и только трех размеров: со стороной в одну, две и три спички, которые будем обозначать двумя буквами: например, МТ — малый треугольник, CP — средний ромб и БШ — большой шестиугольник и т. д. Всего типов фигур девять. Решение головоломки, отмеченной в таблице кружком, показано на рисунке 5. Вы, наверное, обратили внимание на то, что в таблице есть разрыв. Объясняется это просто: в задачах № 26—49 число фигур последовательно возрастает от 1 до 24, которые нужно построить за наименьшее чис ло ходов, эти фигуры могут быть любого вида и размера; в задаче № 50 нужно построить за наименьшее число ходов наибольшее число фигур, каждая из которых отличалась бы видом или размером. В таблице найдется головоломка, которую вы решите без особых затруднений. Следующая вправо или вниз в таблице будет чуть сложнее. Последовательно переходя от одной головоломки к другой, вы постепенно научитесь решать самые сложные задачи. Е. ТИХОНОВ
15 |