Юный техник - для умелых рук 1988-11, страница 10РАССКАЗЫ О МАТЕРИАЛАХСТЕКЛО, А НЕ БЬЕТСЯПотому что оно не обычное, а органическое, или, как его еще называют, плексиглас. Это прекрасный материал. Он легко обрабатывается. Его можно пилить, строгать, точить обычным резцом на токарном станке, выдавливать, выдувать... Детали из этого материала легко и прочно склеиваются. Да так, что даже линии склейки получаются прозрачными, почти незаметными. Однако есть у этого материала свои особенности, которые весьма полезно знать при его обработке. Расскажем о них. РЕЗАНИЕ. Листовой материал, конечно, можно пилить ножовкой по металлу, но это слишком хлопотно. Да и шов получается низкого качества. Чтобы поправить дело, пользуются специальными самодельными крупнозубыми ножовочными полотнами. Но лучше всего применять резаки. Резак — это, по существу, пила, имеющая только один зуб (рис. 1). Затачивают его на наждаке из куска ножовки (сталь Р9, Р18) и забирают в ручку по руке. На лист оргстекла кладут стальную линейку и проводят резаком несколько раз, пока материал не будет прорезан наполовину. Дальше его просто ломают (рис. 2, 3), а край излома зачищают обычным столярным фуганком. Очень удобен для этой цели самодельный фуганок, состоящий из рашпиля с двумя ручками (рис. 4). А можно и просто — циклей, сделанной из куска старой фрезы с ровной прямоугольной гранью. В руке держать ее следует так, как показано на рисунке 5. Есть еще один прием циклевки — при помощи осколка обычного стекла. Как показано на рисунке 6, плоскость стекла почти касается обрабатываемой кромки — в этом случае поверхность получается совсем прозрачной. Оргстекло можно резать и на циркульной пиле обычными фрезами для металла толщиной 0,5—1 мм. Правда, во время работы они быстро нагреваются, материал начинает дымиться, а обработанная поверхность получается шершавой, вспененной. По этой причине получить прямолинейный срез очень трудно. Но если фрезу охлаждать, такого не произойдет. Приспособьте для этого обычную бутылку, расположив ее по одну из сторон фрезы и наполнив водой. Воду подавайте по пластиковому шлангу диаметром 2—3 мм. 0,5 л хватит на час работы. В перерывах шланг можно зажимать бельевой прищепкой. Водяное охлаждение повышает производительность в 2—3 раза. Но самое главное, получается очень ровная полупрозрачная поверхность. Если же фрезу отполировать, а зубья заточить с применением оселка, то можно получить и совсем прозрачную. ПОЛИРОВКА. Полностью обойтись без этой операции порой невозможно. Но прежде чем к ней приступить, поверхность хорошо подготавливают — сошлифовывают мелкой наждачной бумагой все неровности. Делать это лучше с водой. Ручная полировка производится куском фланели или старого шерстяного одеяла, предварительно смазанных полировочной пастой. Заканчивают полировку куском той же ткани, но совершенно чистой или смазанной маслом. Работа пойдет быстрее, если использовать полировочный круг, закрепленный на валу обычного наждачного точила. В простейшем случае это может быть пакет кружков из байки, фетра или сукна, зажатых между двумя шайбами. Для полировки изделий, близких по форме к сферическим, пользоваться надо мягким кругом, для более плоских — жестким. И лучше иметь их по два. Одним, смазанным полировальной пастой, вести полировку, другим, чистым — наводить окончательный глянец. Если линейная скорость полировочного круга слишком высока — около 10 м/с, то возможен местный перегрев поверхности изде лия. Материал будет пузыриться, а это трудноисправимый дефект. Проследите, чтобы этого не произошло. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ. При температуре 110—135° С оргстекло становится пластичным и гнется под собственным весом. Но если температура чуть ниже — материал хрупок, чуть выше — появляются пузырьки, ухудшающие качество. Потому, разогревая оргстекло на противне в духовке газовой плиты, руководствуйтесь показаниями термометра. Точность его порой невелика. Проверьте на пробном куске материала, на какой отметке появятся первые пузырьки. Для формовки достаточно иметь деревянный пуансон и фанерную (10 мм) матрицу (рис. 8). Отверстие матрицы должно повторять контур изделия в плане с припуском на толщину обрабатываемого материала. Чтобы на изделии не оставалось следов от текстуры дерева, смажьте пуансон и края матрицы казеиновым клеем. Когда клей высохнет, всю поверхность зачистите шкуркой. Формовку лучше всего выполнять вдвоем на полу, подстелив кусок фанеры, чтобы не испортить линолеум или паркет. Работающий с разогретым оргстеклом должен надеть на руки теплые шерстяные или хлопчатобумажные перчатки, а сверху брезентовые рукавицы. Напоминаем: никакие синтетические изделия здесь неприменимы — они легко плавятся и могут стать причиной тяжелых ожогов! Когда кусок оргстекла разогреется, его быстро вынимают из духовки и кладут на матрицу. Ваш помощник, не мешкая, берет пуансон, слегка нажимает на него, фиксируя в нужном положении, а затем встает на него ногами. Примерно через 5—10 минут готовую деталь можно вынуть, удалить излишки материала и приступить к дальнейшей обработке. В тех случаях, когда необходимо изготовить деталь в виде полушария, вместо пуансона можно применить сжатый воздух (рис. 9). Штамп в этом случае представляет собой матрицу 1 и основание 2 со штуцером 3. Между ними прокладывается заготовка. Пластина оргстекла 4 устанавливается между матрицей и основанием и стягивается винтами 5. Штамп нагревают в духовом шкафу до размягчения оргстекла. Затем его быстро вынимают, надевают на штуцер шланг и подают воздух под давлением. Для этого вполне пригоден автомобильный насос. Цилиндр из плоского листа проще всего получить, используя в качестве формообразующего элемента отрезок трубы (рис. 10). Взяв за проволочное кольцо разогретую заготовку (форма ее показана на рисунке 11), втягиваем ее в отверстие трубы и оставляем там до полного остывания. СКЛЕЙКА. Оргстекло чаще всего клеят дихлорэтаном — либо чистым, либо с растворенной в нем стружкой. Но дихлорэтан — яд. Поэтому работать с ним можно только в помещении с хорошей вентиляцией. И уж, конечно, чтобы поблизости не находились пищевые продукты. Склеиваемые поверхности смазывают дихлорэтаном и сжимают так, чтобы выдавились пузырьки воздуха. Место склейки схватывается в течение нескольких минут. ОКРАШИВАНИЕ. Прежде чем приступать к этой операции, наведите окончательный глянец. При помощи кисло-родно-ацетиленовой горелки обработайте поверхности изделия, оплавив неровности. При этом не забудьте почаще делать перерывы, чтобы материал не перегрелся и в толще его не началось образование пузырьков. Окрашивать плексиглас проще всего нитроэмалями. Они хорошо держатся на поверхности. Можно красить с наружной и с внутренней стороны изделия. Иногда для декоративных целей (вывесок, рекламных щитов) применяют обработку, называемую сколом. Ее выполняют остро заточенным зубилом. Им работают подобно стамеской (рис. 12). Материал остается прозрачным, но его поверхность приобретает свойство рассеивать световые лучи и напоминает изморозь на окне. А. ИЛЬИН 10 |