Юный техник 1957-09, страница 84

Юный техник 1957-09, страница 84

УБОРКА В ДВА ЭТАПА

А. Смирнягина

Золотистые волны гуляют по необъятным, от горизонта до горизонта раскинувшимся полям хлебов. Клонятся к земле колосья. Налились их тяжелые зерна, стали словно восковые. Не зря восковой спелостью называют этот период агрономы. В эту пору уже не нужны колосьям соки из почвы. Пора срезать их с корня.

Но не видно в поле комбайнов. Что же медлят с уборкой? Продолжая стоять на корню, созревшее зерно лишь «худеет», убавляется в весе. «Натура» его, как говорят колхозники, уменьшается. Затрачивая много веществ на дыхание, оно теряет и некоторые свои ценные пищевые качества.

Все это хорошо известно. И все же ие увидишь в эту пору комбайнов в поле.

Комбайны — замечательные машины. Они сами и жнут, и молотят, и веют зерно, и ссыпают его в грузовики. Но эти машины не могут, оказывается, убирать хлеб в период его восковой спелости. «Почему?» — спросите вы. А потому, что еще не просохшие стебли наматываются на барабан — большой цилиндр молотилки — и машина не может работать. Но даже если бы комбайн справился с обмолотом, то еще влажное зерно, собранное в закрома на элеваторах, «сгорит». Ведь оно интенсивно дышит и выделяет тепло.

Вот почему комбайн может начинать уборку лишь спустя 5—В дней после восковой спелости, когда подсохнут на корню стебли и зерно, окончательно пожелтеет нива.

При однофазной уборке хлебов потери были велики. На каждом гектаре приходилось недобирать по 3 и более центнеров зерна. И это лишь из-за того, что уже поспевшие зерна, продолжая стоять на корню, «худеют», растрачивая самые ценные вещества на дыхание.

Есть и другие потери. Когда начинают уборку позже, то, пока комбайн работает в одной части поля, остальной хлеб неизбежно за это время перестаивается, перезревает. Едва прикоснется к нему машина — и колосья легко осыпаются. Теряют они свои драгоценные зерна и просто от ветра.

А ведь в борьбе за хлеб, за высокий урожай было затрачено столько усилий! Еще с осени начинаются заботы об урожае будущего года. В самый разгар уборни, в эту страдную пору, когда дорог каждый час, спешат перепахать землю сразу в тот же день, как уберут хлеб. Тщательно отбирают семена для посева. Лишь самые лучшие, полноценные зерна должны лечь- в землю. Бережно хранят их всю зиму, чтобы они не потеряли всхожести.

Весной надо суметь вовремя подготовить пашню, чтобы зерна легли в теплую, но еще сохранившую весеннюю влагу почву. Сколько инженерных расчетов, творческих исканий вложено в конструкцию плугов, сеялок, чтобы они могли лучше возделать почву и засеять пашню! А сколько забот и работы требуют сама

Труд и рабочих-машиностроителей, и конструкторов сельскохозяйственных машин, и агрономов, и хлеборобов направлен на то, чтобы добиться от природы лучших урожаев. Но вот пришло время уборки — и начались потери...

Как же избавиться от них?

Решено было разделить работу комбайна. Пусть он не скашивает хлеба. Жатку можно снять с него и использовать отдельно. Можно выпустить на поле сразу множество жаток. Они сожнут хлеб в период восковой спелости, уложат его в валки и оставят его в поле. Жнивье 5—8 дней подсыхает. У скошенного хлеба зерно дышит меньше и меньше «худеет». В то же время оно окончательно дозревает, а проветриваясь в валках, и подсыхает. Теперь выйдет в поле комбайн. Он подберет валки скошенного хлеба и Начнет свою обычную работу: молотить, веять хлеб, наполнять свой бун-иер зерном.

76