Юный техник 1958-08, страница 92I. 1. JId7 К 2. /Id8X 1. ... Kpb8 2. Л(18Х и 1. ... Kb8 2. Ла7Х II. 1. Ca7 Kp:a7 2. с8Л Краб 3. Ла8Х СИНТЕЗ В композиции В отличие от анализа синтез играет важную роль не при решении задач, а при составлении. Составляя задачу или этюд, автор соединяет воедино, синтезирует ряд различных идей, воплощая их в серии вариантов. Наиболее распространена такая форма синтеза, при которой какой-либо идейный комплекс повторяется параллельно в ряде вариантов. В задаче № 2 в двух вариантах представлен синтез трех идей: развязывание черного ферзя сб для защиты от угрозы, развязывание белого ферзя Ь5, который дает мат, и полусвязывание черного слона с4 с конем Ь4 (уход одной из этих фигур приводит к связыванию второй, что используется белыми для матующего хода). Решите эту задачу и найдите идейные варианты. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В композиции возможен и другой вид синтеза, при кото ром в одном варианте идеи соединяются последовательно, одна за другой. Примером такого последовательного синтеза может служить этюд № 3. Белые не могут превращать пешку h7 в ферзя из-за ответа 1. ... а1Ф+ с выигрышем. Надо прежде всего парировать угрозу превращения черной пешки. В этом заключается первая идея этюда: 1. Cd8+ Kpf7 (черные не могут брать слона или идти на 8-ю горизонталь, так как белая пешка превращается в ферзя с шахом; ход 1. ... Kpd7 плох из-за 2. Л d3+ Крсб 3. ЛсЗ+ и 4. Л : cl с выигрышем). 2. Jlf3-f-Kpg6 3 h8K+ Kph7 4. Л : h3+ Kpg8 5. ЛgЗ+ Kph7 6. J\g7+ Kp : g7 7. Cf6-f- Пожертвовав ладью, белые достигли цели, теперь после отхода белого короля слон задерживает пешку, и белые как будто должны выиграть. Но черные имеют возможность играть на пат — это уже вторая идея. После ходов 7. ... Kpg8 8. Kpf5 Ch6 9 Kpg6 а1Ф 10. С : al. Cg7 11. e5 С : h8 12. еб Cg7 13. e7 черные не могут задержать пешку, ио.. они создают патовую ловушку, которую белые хитроумно избегают. Найдите заключительные ходы. 78 |