Юный техник 1959-01, страница 54

Юный техник 1959-01, страница 54

О СТРЕКОЗЕ, ПТЕРОСТИГЛ И ФЛЯТТЕРЕ

И. ХАЛИФУ АН Фото А. СТЕФАНОВА

Замечательный русский ученый К. Э. Циолковский, размышляя о летательных аппаратах «ближнего действия» для полетов над поверхностью Земли, обращал свой взор прежде всего н «насекомым, летающим посредством одной пары крыльев», и приходил н выводу, что «если аэропланы когда нибудь заменятся орнитоптерами, то разумное устройство их потребует от нас еще более тщательного изучения полета птиц и насекомых».

Рождение ракет для космических полетов нисколько не помешает появлению орнитоп-теров-птицелетов и энтомопте-ров-на-екомопланов — тан считал создатель науки о ракето-плавании.

Мысли К. Э. Циолковского об устройстве летательного аппарата насекомых и птиц и способах их полета развил отец русской авиации Николай Егорович Жуковский.

За последние годы интерес к этим вопросам увеличился отчасти в связи с планом создания воздушных мотороллеров. мотоциклов, велосипедов, даже мускулолетов. Изучаются крылья живых существ, исследуется хагактер воздухоплавания насекомых.

Разгадке тайны полета насекомого посвятили себя В. А. Слегаоев, Ю. М. Залессний и ряд доугих советских исследователей.

Дпузья знаменитого художника Аохипа Ивановича Куинджи в свочх воспоминаниях рассказывают интересную историю. Однажды осенним утром в маете ос ю/ю живописца случайно залетела бабочка и примерзла к стеклу крылом. Пробуя освободиться. она так сильно о*тпе-пала крыло, что не могла больше летать. А. И. Куинджи при

ШВШ. ■ ■

шЫ

- 4

нялся спасать насекомое. Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок со второго крыла.

Бабочка вновь полетела. Художнин был очень доволен: он не ставил перед собой никакой иной задачи, он хотел только вернуть ей возможность летать...

Прошло примерно полвека, и другой руссний художник, Владимир Евграфович Татлин, построил модель летательного прибора — конструкцию под названием «летатлин». Без единого расчета он собрал из ясеня, лозы, пробки, липы, сыромятных ремней, китового уса, шелка, дюраля 36-килограммовый орнитоптер, представлявший готовое подняться в воздух художественное подражание птице.

Художники, как видим, копировали природу. Ученые исследуют ее, ищут ее законы. При этом они на каждом шагу обнаруживают, что птицы и насекомые чревычайно искусные летуны, а летательные аппараты их много экономичнее и

54