Юный техник 1959-05, страница 16

Юный техник 1959-05, страница 16

щрузшшв

о т^т&е

Научный сотруднин музея Л. Н. Толстого М. ПОГОРЕЛОВА

«ТРУД' Труд! Я чувствую себя счастливым, когда тружусь».

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Вот что писал Л. Н. Толстой после посещения одного из уроков в Лондонской школе: «Любезный директор лондонской школы по моей просьбе сделал энзамен ученинам...

Надо было видеть спокойную самоуверенность директора, когда он и учитель делали вопросы о том, какое растение — хлопчатая бумага? (Л. Н. Толстой имеет в виду хлопок. — Р е д.) Как оно обрабатывается? Где производится? Каким путем приходит и нам и как возделывается на фабрииах? Ученики отвечали отлично, очевидно наизусть. Я попросил позволения сделать от себя несколько вопросов. Я спросил: к какому классу растений принадлежит хлопчатая бумага; спросил — какая почва нужна для нее; спросил — сколько весит нубический фут хлопчатой бумаги при укладне; спросил нак укладывается хлопчатая бумага; что стоит перевозка ее... какие химичесние составные части ее; что сделается с ней, когда она подмокнет, как отличить нитяную ткань от бумажной и отчего бумажные произведения не идут прямо к нам в Петербург, а через Англию; какое влияние имело на рабочий класс введение бумаги в употребление, и нан устроена наилучшая машина для пряжи бумаги? Все эти вопросы, кажется, относились н предмету бумаги, но, разумеется, ответить на них ученики мне не могли. Всякий работник бумажной фабрики, — пишет далее Толстой, — ответил бы мне на большинство из них».

Этот урок писатель привел как образец оторванного от практики предметного урока. Между тем толстой мечтал увидеть человека всесторонне развитым, образованным, влюбленным в труд. И он был уверен, что каждый предмет — о чем бы ни говорилось: о хлопке или куске хлеба или сала, нак раз и дает возможность носнуться всех наук, чтобы дать ответ ребенку на все вопросы, которые встают в повседневной жизни и которые только он в состоянии сделать.

Живо интересуясь вопросами народного образования, Лев Николаевич создает в Ясной Поляне школу. Вот его основные требования: «Школа хороша только тогда, когда она сознала те основные заноны, которыми живет народ». Толстой считал, что школа «...должна также соответствовать своему времени и стоять наравне с общим образованием, ежели не впереди».

Сам великий труженик, Толстой считал, что «люди готовятся для жизни, для труда», и потому в число двенадцати предметов, которые преподавались в трех первых классах Яснополянской школы, был включен таной предмет, как землемерие.

Но одной теории, науки мало — надо еще все уметь делать своими руками. Это требование Толстой считал основным в воспитании детей.

«Пусть все, что они в силах сделать для себя... приносить воду, мыть посуду, убирать комнату, чистить сапоги, платье, накрывать стол и Т. п. — пусть делают сами... Это приучит детей к простоте, труду и самостоятельности».

Слесарное, малярное, плотничное, швейное мастерство всем нужны. И этим надо овладеть еще в юности. Человен должен

14