Юный техник 1959-05, страница 29

Юный техник 1959-05, страница 29

циальной камеры, сконструированной сотрудником Научно-исследовательского кинофотоин-ститута инженером Омелиным.

В камере есть призма, расщепляющая свет, попадающий в объектив на два потока, каждый из которых попадает на свою кинопленку.

Одна из этих пленок (1) обычная цветная или черно-белая негативная кинопленка, чувствительная ко всем видимым лучам спектра. Вторая (2) — специальный сорт черно-белой пленки, чувствительной только к инфракрасным лучам.

На первой, обычной пленке, понятно, должно получиться негативное изображение актеров, вокруг которых вся остальная часть кадра окажется неэкспонированной, поскольку пленка не чувствительна к инфракрасным лучам. Если бы мы после съемки проявили и отпечатали эту пленку, то получили бы нормальное изображение актеров на совершенно черном фоне. Но мы пока не будем проявлять ее.

Вторая пленка чувствительна к инфракрасным лучам. Чтобы ее не засветили лучи остальной части спектра, идущие от актера, перед этой пленкой устанавливается тоненький пленочный фильтр, пропускающий

лишь инфракрасные лучи. Таким образом, на пленке экспонируется только инфраэнран, а от актеров на пленке остается лишь незасвеченный силуэт.

Проявим теперь нашу инфра-пленку. Получим сплошное черное поле вонруг прозрачных, неэкспонированных силуэтов актеров. Но так как для дальнейшей работы нам нужно получить черные, непрозрачные силуэты актеров, то проводится обработка пленки в водном растворе двухромовокислого калия и серной кислоты в воде. Так мы получим «блуждающую маску» актеров, то есть их силуэтное изображение, напоминающее театр теней. Из кадра в кадр здесь повторяются все движения актеров, снятые на первой пленке.

А теперь вернемся к первой пленке, фон у которой не про-экспонирован. Если бы мы зарядили ее в съемочную наме-ру, то могли бы вторично заснять на нее какой-нибудь пейзаж. Однако, если действовать попросту, то изображение актеров было бы испорчено (наложилось бы изображение фона). Выручит нас уже обработанная пленка с «блуждающей маской».

Еще до съемки перед инфра-экраном оператор уже сделал

жительному элентроду, отдают ему электрон, а затем возвращаются и отрицательному электроду и снова приобретают заряд.

И наоборот, когда в растворе происходит движение (если, например, давить на мембрану или если на нее действуют звуковые волны), снорость переноса зарядов изменяется и прибор, включенный в цепь между электродами, показывает изменение тона. Тан солион может выполнять роль датчина нагрузок — тензедатчика или минрофонз.

Движение в растворе возникает также, если солион подвергают нагреву с одной стороны, — это делает его способным обнаруживать и измерять температуру.

В спонойном растворе ток зависит от концентрации ионов, а она изменяется под действием света: свет увеличивает количество ионов, поэтому солион может заменить фотоэлемент. Само название «солион» дали прибору за его чувствительность и свету. оно составлено из слов «солюс» — солнце — и «ион».

Более сложна нартина превращения электрической энергии в механическую, которая происходит в солионе. Оно основано на явлении элентроосмоса: отрицательные заряды остаются на стенках пористой пробни, а положительные проходят наенвозь, увленая за собой поток раствора. Давление в одной половине солиона падает, а в другой увеличивается, одна мембрзна втягивается, а другая выпячивается. Этим свойством солиона можно воспользоваться для любого реле: замыкать в нем цепь слабого тока, а на мембране — контакты цепи сильного тона.

Солион может играть и роль усилителя, так как, изменяя потенциал на пробне, можно управлять потоком ионов между электродами примерно тан, кан это делает сетна усилительной электронной лампы — триода.

Л. ТЕПЛОВ