Юный техник 1959-05, страница 30

Юный техник 1959-05, страница 30

специальным приспособлением, находящимся внутри камеры, сквозной прокол обеих пленок, который позволяет нам снова совместить их в съемочной камере при повторной съемке. Совмещение проколов гарантирует то, что обе пленки при съемке фона пойдут так же, как при съемке актеров.

Итак, мы заряжаем негативную, еще не проявленную пленку, на которой имеется снятое, но пока скрытое изображение актеров, и перед ней, ближе к объективу, устанавливаем защищающую ее масочную пленку.

Теперь мы смело можем снимать любой фон. Черные силуэты — «подвижная маска» — защитят еще не проявленное изображение актеров от порчи, а прозрачные участки масочной пленки пропустят лучи — на кадре вокруг актеров ляжет снимаемый фон.

Затем нам остается отдать нашу негативную пленку в лабораторию, где ее обычным способом проявят и отпечатают позитив. Так получается комбинированный фильм, снятый методом «блуждающей маски».

Теперь нетрудно пояснить, как снималось появление морской царевны из вод Ильмень-озера. Предварительно был сделан рисунок-эскиз будущего кадра. Затем перед инфра-эираном была снята актриса, играющая морскую царевну. Для того чтобы дать ее подъем из глубины озера, актрису поднимали на площадке операторского крана. Этот кран при съемке был заслонен полосной белой бумаги, освещенной инфракрасным светом, которая была помещена на небольшом расстоянии от съемочной камеры. Таким образом, получилось. что царевна появляется не из-за нижнего края кадра, а из середины кадра. Затем с помощью «блуждающей маски» сияли макет озера с берегами и лунным небом. В том месте, где должна была появиться царевна, подвели под водой шланг со сжатым воздухом, благодаря чему вода кипела вокруг «подымающейся из глубины вод» царевны.

В фильме «Высота» только фоны были сняты с верхушки строящейся домны. Декорации же, изображающие верхушки домен, были построены перед инфраэкраном, и актеры могли работать спокойно. находясь

28

на «страшной» высоте... 2 метра от пола павильона.

«Человек человеку...» явился первым фильмом, построенным целиком на методе «блуждающей маски». Во время фестиваля нами были засняты 30 — 40 выступлений актеров разных стран на фоне инфракрасного экрана. Потом режиссер Г. Александров, который руководил этими съемками, решил, что гораздо интереснее будет, если мы проведем наших фестивальных друзей через весь Советский Союз. Группа в 6— 7 человек поехала по стране и снимала фоны в разных местах.

Помните балетные номера на фоне Иркутской ГЭС? Снять артистов на таком фоне раньше было просто невозможно. Здесь применены условные точки. Ведь снимать на фоне воды — это значило бы снимать сверху вниз, но мы воду снимали сверху вниз, а актеров нормально. Это создало интересные условные формы. В этом же фильме «Человек человеку...» актеры танцуют на фоне небольшого красивого подноси-ка с крыльями бабочек. Небольшой поворот — 3—4 градуса в ту или другую сторону, и одно и то же крылышно становится синим, зеленым и т. д. Получается очень красивая декорация для концерта. В качестве фона использовались золотые рыбки и даже... почтовые марки, которые кажутся рядом с артистами такими огромными.

Можно снять человека и майского жука в таких соотношениях, что жук будет с мамонта величиной — представляете, какие возможности для фантастики? В фильме «Садко» птица Феникс усыпляет героев фильма — это показано очень убедительно тоже благодаря «блуждающей маске»: засыпающие актеры сняты обычно, а фок снят через искажающие линзы, и поэтому мы понимаем, что сознание актеров мутится, что у н-их все плывет и качается перед затуманенным взором.

Большой интерес представляют сочетания «блуждающей маски» с другими видами специальной съемки. Так, в новом фильме режиссера Птушко «Сампо» с помощью очень замедленной съемки (в течение нескольких часов) сняты живые цветы, раскрывающие свои