Юный техник 1963-08, страница 78

Юный техник 1963-08, страница 78

«а», «б», «в», то он некоторые свои четные лунки превратил бы в нечетные, которые легко мог бы атаковать его противник. Эти первоначальные ходы записываются так:

Партнер № 1

1. е9: Дю.

Партнер № 2

е9: Дю.

hi

и

3

ж

Е

А

Г

8

ь

Л

|,0

10

10

1

0

10

,0

,0

ч

Ю

/

г

10

10

10

10

10

0

1

10

10

10

А

ь

в

г

А

t

ж

3

и

о

w в з* 6 Л г в

,fl | 12 1 12 1 12 1 3 Г» 1 12 1 12 | 12 | О I

В данном случае «ео> — та лунка, от которой делается ход; «е» — название лунки, а цифра 9 — количество шариков в ней. Знак деления (:) объясняет выигрыш шариков у противника; «дю» — это лунка противника, попавшая под атаку. Если игрок шариков не выигрывает, то в записи вместо знака (:) ставится тире. Итак, после двух ходов получилась следующая позиция.

Ию—Иц. Сделан второй ход. В данном случае ничего не выигрывается. Но этим ходом в лагере противника открылись лунки. (Четные лунки обычно называются «закрытыми», а нечетные — «открытыми».)

Очередь хода теперь за вторым игроком. Он, со своей стороны, тоже должен открыть лунки противника, а свои держать запертыми.

Обратите внимание на позицию слева.

Второй игрок, немного поразмыслив, делает ход

о

w в з* 6 Л г в

,fl | 12 1 12 1 12 1 3 Г» 1 12 1 12 | 12 | О I

10

т\п 112 [.о hoi О П L»0b0 л а в * а а К I

и

н з ж е д г е о д

И2[ II I 11 1 II 1 2 1 о I II I 11 1 я 1 и

V 10 J

^ Ю >

BI1 ю 1 ю 1 ю 1 ю I О 1 1 1 10 I 10 1"П ап—бц. Этим самым он А » В Г Д в Ш 8 * закрыл свои лунки.

В дальнейшем игра развивается в сложном математическом расчете. Все нужно считать в уме.

Необходимо отметить еще одно правило в игре «Тогуз кумалак». Оно называется «завоевание «туздука».

Если в процессе игры один .из игроков, сделав свой ход, попадает последним шариком в лунку, где находятся всего два шарика противника, то он, несмотря на нечетность, тоже может забрать их себе.

Кроме того, эта лунка превращается в «колонию» того игрока, который ее завоевал. После этого все шарики, попавшие в эту лунку в процессе игры, механически переходят в его «казан».

«Туздук» можно завоевать в процессе игры только по одному разу. «Туздук» не берется из лунок «И» и из одноименных лунок. Например, если один из противников взял «туздук» в лунке «е», то его противник уже не имеет

68