Юный техник 1964-02, страница 38абсолютно точно. Зритель следит за ходом событий на всю глубину полотна. Панорама была написана точно в срок и сдана для обозрения к знаменательной дате — 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года — 7 сентября (26 августа) — ко дню Бородинского сражения. Несколько лет она демонстрировалась в Москве. Но вот началась война -1914 года. В стране царила разруха. Панорама была закрыта. Холст панорамы был свернут на катушку и в таком виде хранился на складах Москвы почти сорок лет. От длительного хранения в свернутом виде полотно сильно пострадало: часть живописного слоя осыпалась, часть потрескалась. В 1949 году живописная часть панорамы была реставрирована, но так и осталась в рулоне. И только в 1960 году в связи с приближением юбилея — 150-летия Отечественной войны 1812 года — было принято, правительственное решение о восстановлении панорамы «Бородинская битва» и постройке для нее специального здания. Министерство культуры СССР учредило специальную комиссию по восстановлению панорамы под председательством А. Г. Халтурина. Художественное руководство восстановлением было возложено на меня. Были организованы две бригады художников. Одна бригада, в состав которой входили Е. И. Лобанов и А. П. Мерзляков, восстановила все «небо». А это ни много, нн мало 1 ООО м2! Другая бригада под руководством В. Н. Беляева потрудилась над созданием всего предметного плана. Мне пришлось заново создавать утраченную часть (около 50 м2) батальной живописи. В этой работе большую помощь мне оказал художник нашей студни М. А. Ананьев. В работе над панорамой мы старались бережно сохранить стиль и почерк ее создателя. При восстановлении панграмы нам пришлось исправить грубую историческую ошибку. Военные консультанты не разрешили Рубо показать героя Бородинского боя М. И. Багратиона. Теперь подлинный герой дня Багратион изображен на панораме так, как этого хотел в свое время автор. Без трудностей не делается, как известно, ни одно большое дело. Были они и у нас. Главная «закавыка» заключалась в том, что строительство здания для панорамы задерживалось. В результате срок, отведенный нам для восстановительных работ, вместо намеченного 1 года сократился до 50 дней! Уложиться было трудно. И все же, несмотря на это, панорама была восстановлена вовремя. Наш секрет заключался в том, что многие работы мы сделали заблаговременно, в другом месте, не дожидаясь окончания строительства здания. Конечно, вписать часть в целое, не имея этого целого перед собой, страшно трудно. Приходилось работать с линейкой н карандашом, высчитывать каждый сантиметр. Зато, когда здание было готово, мы были вознаграждены — наша работа точно совпала с полотном Рубо. Вдохновенным трудом людей различных профессий было восстановлено выдающееся художественное произведение — памятник немеркнущей боевой славы русского народа — памятник, напоминающий о том, что тот, «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Рубо был не только прекрасным художником, но и блестящим педагогом. Учиться у него посчастливилось н нашему советскому художнику Митрофану Борисовичу Грекову. М. Б. Грекова по праву считают зачинателем советской панорамной живописи. Еще будучи студентом Академии художеств, он вместе со своими товарищами под руководством Ф. А. Рубо работал над панорамой «Оборона Севастополя». В наше время Греков создал первую советскую диораму «Взятие Ростова» и задумал осуществить панораму 38 |