Юный техник 1967-04, страница 4

Юный техник 1967-04, страница 4

В нетопленном зале, скупо освещенном керосиновой лампой, люди решают судьбу России. Революция победила. Что дальше? Невысокого роста человек, первый премьер-министр пролетарского государства, говорит сейчас о его будущем...

План грандиозной перестройки России родился не на пустом .месте. Лучшие русские умы беспокоились о будущем своей отчизны, и среди них выдающийся ученый В. И. Вернадский. Озабоченный экономической отсталостью России, он пишет в 1915 году в Российскую академию наук записку, где излагает свои доводы о необходимости спешного привлечения ученых к исследованию производительных сил страны и ее сырьевых ресурсов. Но в те годы дальше «академического» интереса дело не пошло.

Зато сразу же после Октябрьской революции, в апреле 1918 года, делегация Академии во главе с вице-президентом В. А. Стекловым и ученым секретарем С. Ф. Ольденбургом добивается встречи с В. И. Лениным и докладывает ему о результатах исследований Академии. В специальном постановлении Совнаркома деятельность Академии была одобрена и ей предлагалось вплотную заняться изучением рационального распределения промышленности в России и правильного использования хозяйственных сил. В этих строках уже видятся будущая Магнитка, Кузбасс и алмазные россыпи Якутии.

В том же 1918 году Ленин набрасывает «План научно-технических работ» — государственное задание Академии. Есть в нем одно любопытное замечание. Особое внимание, пишет Ленин, надо обратить на электрификацию промышленности и транспорта. Мысль об электрификации прозвучала, как видите, за два года до разработки принятия плана ГОЭЛРО.

2