Юный техник 1967-04, страница 6

Юный техник 1967-04, страница 6

Я своей пятитонной бадьей бетонi подавил, а его трамбовали. Ногами. Жуткая работа: бетон на брезентовые чуни тут же налипал, чуни делались пудовыми, их и от земли-Tv не отнимешь, а не то что мисси уплотнять. И так каждый кубометр. А таких кубов к концу легло больше миллиона.

(Из воспоминаний старого мистера М. Д. Бавенко, одного из первых, строителей л1пбпро. оса)

«Днепрогэс восстановить невозможно», — писали после войны за рубежом.

Но Днепровская ГЭС возродилась, снова стала под промышленную нагрузку в 1947 году, на 100 тыс. квт нарастив первоначальную мощность.

Сейчас первенец Днепра не одинок. Вышэ и ниже его по течению поднялись Каховская, Днепродзер-жинская, Кременчугская гидроэлектрические станции. Готовятся к пуску еще две — Киевская и Каневская.

3 млн. квт (энергия для пяти-шес-ти крупных металлургических комбинатов) еще недавно считались пределом того, что может дать днепровский поток. Однако прежний расчет оказался не совсем точным. Он был верен для Днепра в его «диком», природном состоянии, каким он был до того, как его перерезали бетонные ленты плотин Проектировщики после детальных расчетов решили, что 3 млн. квт не предел, и отодвинули его до 4 млн. Для этого им пришлось совершить своего рода обходный маневр: реконструировать Днепровскую ГЭС

В последние годы решили восполнять «пиковые» недостатки гидроакку-мулирующими станциями, сокращенно ГАЭС. К обычному гидроузлу внизу пристраивают бассейн, куда попадает вода, пройдя через агрегаты. Ночью, когда падает нагрузка на тепловых электростанциях и энергию девать некуда, ее направляют к насосам, которые перекачивают нижнюю воду наверх, чтобы повторно ее использовать, как только возникнет надобность, в часы «пик».

Так выглядит проект, по KorqpoMy восемь турбин предполагалось поста-вить на правом берегу Днепра.