Юный техник 1967-06, страница 64

Юный техник 1967-06, страница 64

РЕОМЮР,

ЧЛЕН

ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ

Ш кольникам обычно вспоминается его знаменитая температурная шкала Студенты знакомы с Реомюром только по его работам в области физики. И мало кто знает, что в истории французской науки XVIII века вряд ли можно найти ученого, отличавшегося такой же широтой научных интересов, как Рене Антуан Реомюр.

До последнего времени оставался неизвестным и тот факт, что работы выдающегося французского ученого были тесно связаны с Россией. Это установили сотрудники Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники Т. Н. Кладо и Л. В. Жигалова, изучившие переписку Реомюра с некоторыми из русских ученых, сохранившуюся в архивах Петербургской академии наук.

7 августа 1736 года Рене Антуан Реомюр обратился к своим коллегам за помощью.

Только что вышли в свет два первых тома «Истории насекомых» — большого энтомологического труда. Отзывы были самыми лестными... Но автору хотелось, чтобы работа стала еще более совершенной. Может, следовало узнать мнение о первых томах не только ученых-соотечественников, но и иностранных? 7 августа Реомюр написал письмо: «Только от

вас зависит, господа, чтобы последующие тома были лучше предыдущих, не откажите указать мне все недостатки». Адрес был таким: Санкт-Петербург, Академия наук.

В Петербург французский ученый писал уже не в первый раз. Теперь едва ли кто из историков сможет сказать точно, когда у Рене Реомюра проснулся интерес к России. Может, все началось с того июньского дня 1717 года, когда гостем Парижской академии наук был Петр I? Русский царь был энергичен, прост в обращении, а за плечами его стояла загадочная, помолодевшая в одно десятилетие страна, о которой в ту пору уже начинали говорить во всех столицах Европы.

Петр был избран почетным членом французской академии. Через несколько лет- своя академия была основана в Петербурге, и с этих пор, как показывают письма Реомюра, французский ученый пристально следил за развитием русской науки. Историки, изучившие письма, установили много интересных, подчас неизвестных прежде и даже неожиданных сведений.

В 1717 году Реомюр едва ли предполагал, что ему предстоит сыграть столь важную роль в развитии металлургической промышленности России. И тем не менее факт остается фактом. Когда несколько лет спустя в России была учреждена Берг-коллегия — центральное учреждение для управления рудокопными делами, — Реомюр работал над вопросами получения стали и чугуна. Объемистый труд, вышедший тогда, так и назывался: «Искусство превращать кованое железо в сталь и искусство смягчать чугун». Прекрасно понимая, что его работа могла бы вызвать в России, переживавшей промышленный подъем, особый интерес, Реомюр послал книгу Петру...

Труду была дана самая высокая оценка. Петр Первый повелел широко использовать его в практике металлургического дела. Реомюр об этом знал. 27 февраля 1725 года ученый написал одному из членов Петербургской акаде

62