Юный техник 1972-02, страница 46

Юный техник 1972-02, страница 46

оси, то Армен добавил еще вращение вокруг вертикальной оси. Этого он добился, вставив в шар кольцо с шариками, а единственное ведущее колесо сделал поворотным. Стоит теперь водителю повернуть руль, как ведущее колесо начнет описывать на внутренней поверхности оболочки другую траекторию и шароход покатится в новом направлении.

Если первый проект Армена нетрудно трансформировать в «очень большое колесо», то второму сферическая оболочка необходима, тут уж способность шара катиться по любой своей образующей используется в полном объеме. В проекте Армена есть ответы почти на все вопросы, возникающие при изучении конструкции. Почему, например, шар? Для космоса важно, чтобы отношение объема к поверхности, его ограничивающей, было наибольшим. У шара тут нет конкурентов. Поэтому и для большинства космических аппаратов принята форма шара или близкая к ней.

В шароходе наружная оболочка как бы сохранит в себе земную атмосферу и все механизмы окажутся в привычных (кроме тяготения, конечно) условиях Для них эго самое лучшее. По проходимости шар тоже вряд ли кому уступит. Обычное колесо «проваливается» в мелкий грунт до тех пор, пока достаточно не уплотнит его. То же место шар преодолеет, почти не увязнув. Ведь стоит ему чуть «провалиться» в грунт, как опорная поверхность резко возрастет. Преодолевать препятствия помогут большие размеры шара. По сравнению с обычным колесом угол встречи с препятствием у него гораздо меньше.

При первом взгляде смущает отсутствие у шарохода привычных окон. Тут достаточно возможностей. Армен предусмотрел две: прозрачную оболочку или локаторы, работающие «через» оболочку. И то и другое приемлемо. Ну а главное — он решил проблему управления. И как знать, может быть, с развитием способов, придуманных Арме-ном Мурадяном, и забытая «Динасфера» получит второе рождение.

ности экспериментаторов, но здесь есть и свои отрицательные стороны. Следить за «главным» осциллографом может только один человек — для остальных места нет, а развернуть прибор почему-то нельзя.

Пожалуй, не меньшее впечатление, чем лаборатория физиков, произвела на меня телестудия и лаборатория телемеханики Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова. Там ребята не только проводят телевизионные передачи, которые смотрит весь город, но и сами создают необходимое для этого оборудование. Любая радиосхема требует наладки, поэтому в лаборатории телемеханики ЛДП есть и осциллографы. Один из них

привлек мое внимание — электроннолучевая трубка находилась как бы в приставке, помещенной над корпусом с регулирующими ручками. Оказалось, что приставка может поворачиваться! Установить необходимый режим можно как обычно, а затем повернуть трубку в нужное положение и наблюдать за экраном издали.^ Построил такой осциллограф Олег Шишков.

Я недаром начал свой рассказ с Физического института. Если использовать конструкцию Олега, работать физикам стало бы удобнее.

«Это здорово! Завидую!» — так прокомментировал конструкцию Олега научный сотрудник В. Миляев.

43