Юный техник 1972-08, страница 8

Юный техник 1972-08, страница 8

пневматические приспособления. Подвел его рабочий к лопатке, наживленной на металлический диск — р-раз! — и деталь на своем месте. Другая, третья... Но пневматические приспособления умеют насаживать на диск только коротенькие лопатки — те, которые идут под высокое давление пара. Другие, что подлиннее, приходится приспосабливать к диску вручную. Да и окантовка лопаток на диске с помощью .металлической ленты — здесь это называют «бандажировкой» — тоже ручная работа. В дело идет молоток самый обычный, да чекан — что-то вроде долота, с помощью которого расплющивают на ленте шипы, приклепывают лопатки к узкой полоске металла. Слесарю приходится раз по тридцать ударить килограммовым молотком по чекану чтобы расклепать только один шип — работа нелегкая, однообразная, скучная. Да и немало ее. Кажется, не так много деталей в готовом роторе. А сколько их? В мощном, на 300 тыс. квт, роторе одних только лопаток набирается до 5 тыс.

Но недаром здесь трудятся люди неугомонные, мыслящие. И вот «заболели» бригадир и вся бригада смелой, очень правильной и дельной идеей. Слыхали вы что-нибудь про клепку методом взрыва? Именно этой проблемой занимаются сейчас ученые Харьковского авиационного института, а первыми помощниками в разработке нового метода стали сау-ловцы, вся бригада. Над тем же, как сделать клепку бандажей проще и эффективнее, думали давно. Для этого и заглядывали в соседние области производства. И нашли. На стройках часто пользуются специальными пистолетами для заколачивания гвоздей. Приложат такой к шляпке, выстрелят — и готово! Специальный заряд-пульку можно забивать и в ствол своеобразной «винтовки» для клепки. Как только нажмут на спуск — заряд и выстре

ливает, расплющивая шип бандажа. Но одно дело — поставить цель. Другое — осуществить ее. Тут и знания, и опыт нужны, и практические умения, да и просто смекалка рабочего человека.

Давно уже бригада Саулова известна на заводе как школа хороших рабочих традиций.

— Взял бы ты, Корнеич, моего парня. Трудный он, да у тебя, знаю, добрые люди выходят.

Далеко не всем бригадир может ответить «добро». Ведь число людей в бригаде ограничено. Да и что, казалось бы, за смысл возиться с мальчишкой: к Саулову вон сколько желающих, да и производство ставит свои жесткие требования. Но и не думать уже о том пареньке бригадир не может. А там кто-то ушел в армию или вышел на пенсию... Так и попадают в бригаду ребята со сложными характерами, с которыми и работать приходится больше, пока увидишь результаты стараний. Вот как было с Александром Михайловым.

Пришел он учеником после школы. И поначалу хорошо было взялся за дело. Но скоро почувствовали что-то неладное: покрутится возле работы, стукнет, грюкнет — и нет его! Зато когда стал вопрос о разряде — вот тогда-то и понял ларень, что такое ответственность перед бригадой.

У Николая Корнеевича, как у бригадира, есть право самому представлять рабочего на разряд. Но право правом, а Саулов еще имеет твердое правило: пусть подобные, как и многие другие, вопросы вся бригада решает. А пришло оно от убеждения: работают вместе, заработок идет на весь коллектив, а значит, и то, как каждый относится к делу, лучше всего видно именно в коллективе. В тот раз также говорили сами рабочие, а не бригадир о том, что видели в Александре ненужного, напомнили, что за работу все они вместе в ответе.

6