Юный техник 1972-10, страница 15быстро вышел на мировой рынок. Рижская «Спидола» заставила потесниться голландские «Филлип-сы» и японские «Сони»! Та первая «Спидола» — уже история. Лидер не имеет права останавливаться, ведь за ним по пятам идут другие радиозаводы. И сегодня на конвейере рижского электротехнического стоит новый, усовершенствованный приемник — ВЭФ-201. 2. «МАГИЧЕСКАЯ» ЦИФРА На заводе семерка — цифра «магическая». Номер цеха, где полностью сконцентрировано радиопроизводство, — седьмой. Цех — многоэтажное здание, и этажей в нем семь. Работа начинается здесь в семь утра. И скорость выпуска приемников на вэфовских конвейерах сам.ая большая в стране — семь приемников в минуту! Впрочем, магия здесь ни при чем. Все дело в четко налаженном управлении производством, в его культуре, в совершенной технологии и, конечно же, в квалификации рабочих. Александр Иванович Галков, начальник цеха, показал мне любопытную диаграмму. Две линиг. на ней, изображавшие производительность труда и годовой выпуск приемников, шли круто вверх, не отставая друг от друга, а третья показывала, что количество рабочих при этом... сокращается. Что за загадка? Оказывается, за счет вскрытых резервов времени рабочий может взять на себя дополнительные операции на конвейере. Но как отыскивают эти резервы? С этим вопросом обратился я к Галкову. «А вы загляните на участок штамповки, — посоветовал он, — многое поймете». Признаться, это путешествие было не самым приятным. Участок штамповки встретил нас таким грохотом станков и лязгом обрабатываемых листов дюраля, что сразу же подумалось: «Как здесь вообще могут работать люди?» — Раньше здесь было действительно трудно! — прокричал в ответ сопровождавший меня по заводу инженер. — Люди пытались защититься от шума науш-никами-заглушками, но тогда их охватывало чувство одиночества, какой-то отрешенности... Я только тут заметил наушники у штамповщиков. Но рабочие вовсе не выглядели «отрешенными» — улыбались, смеялись, даже что-то напевали себе под нос. Жестами прошу одного из них дать на минуту наушники. Прилаживаю их и... слышу бодрую джазовую песенку. Это транслируется специально подобранная музыковедом (есть, оказывается, такая должность на заводе!) функциональная музыка. Она поднимает тонус, улучшает настроение, а в результате растет производительность. Теперь стало ясно, о каких резервах говорил начальник цеха. Они возникают всякий раз, когда находятся возможности облегчить человеческий труд. Людям становится легче работать, значит, и сделают они за смену больше. 3. «НИТЬ АРИАДНЫ» Где начинается работа над ВЭФом? Где заканчивается? Вот навстречу попадается тележка с готовыми к отправке приемниками, а на другой только подвозят еще пустые корпуса. Там отлаживаются собранные блоки, а здесь наматываются гетеродинные катушки... Конечно, в изготовлении приемника есть своя строгая система, но как ее обнаружить, как взять в руки ту «нить Ариадны», что помогла бы найти верный путь в лабиринте огромного радиопроизводства? А такая нить, оказывается, есть — это сбороч- 13 |