Юный техник 1973-02, страница 69в невозможную фигуру, представить ее в доступных нам измерениях. На рисунке слева вверху приведен пример возможного существования «невозможного» треугольника. Изображение «а» представляется невозможным наблюдателю, не подозревающему о сложной конфигурации рассматриваемой фигуры. Но изображения «б» и «в» показывающие эту же фигуру с других точек зрения, рассеивают недоумение. Посмотрите внимательно на фигуры, изображенные внизу. Одна из них выпадает из ансамбля. По какому признаку вы определите «лишнюю» фигуру? Подскажем ответ: если перевернуть фигуры на 180° вокруг ■-оризонтальной оси, их очертания не изменятся, за исключением треугольника, — его основание окажется вверху, а вершина внизу. Любопытна роль воображения в пространственном ориентировании, при котором человек (штурман, геолог, путешественник) в каждый момент времени воспринимает лишь незначительную часть пространства, а сообразовывать свои действия он должен с представлением о довольно большой части пространства. С одной стороны, нужно воссоздать модель местности, с другой — составить маршрут передвижения по ней. Непросто сделать это в сильно пересеченной, да к тому же еще и малознакомой местности. Нужно уметь ориентироваться по азимуту, оценивать скорость передвижения, выдерживать направление, учитывать возможные искажения в восприятии пространства, причина которых может заклю чаться или в особенностях ситуации, или в несовершенстве воспринимающего аппарата человека. Всему этому можно научиться. Существуют специальные задачи и упражнения, развивающие и тренирующие пространственное ориентирование и наблюдательность. В книжке Г. Айзенка «Проверьте свои способности» (издательство «Мир», 1972 г.) зрительно-пространственному тесту отведена специальная глава. В 1970 году в издательстве «Детская литература» вышла книга В. Н. Болховитинова, В. И. Кол-тового и И. К. Лаговского «Твое свободное время». В ней вы найдете описание игры «Кубики для всех», «Задачник конструктора» и многое другое, необходимое для развития и тренировки пространственного воображения. Овладев принципами решения задач и упражнений, заинтересованный читатель сможет конструировать и новые задачи, убивая сразу двух зайцев: тренируя воссоздающее и развивая творческое воображение. Немало интересного можно извлечь из популярной литературы, посвященной анализу зрительного восприятия и зрительных иллюзий. Таких книг за последние годы вышло немало. Назовем хотя бы две: «Иллюзии зрения» И. Д. Артамонова (издательство «Наука», 1969 г.) и «Разумный глаз» Р. Грегори (издательство «Мир», 1972 г.). Полезными во всех отношениях могут быть и попытки самостоятельного изучения языка искусства—живописного, пластического, драматического. А. ОСНИЦКИЙ, нандидат психологичесних наун 5 «Юный техник» № 2 65 |